Поиск по сайту

Наша кнопка

Счетчик посещений

22565461
Сегодня
Вчера
На этой неделе
На прошлой неделе
В этом месяце
В прошлом месяце
2668
17081
34787
20385467
598568
648994

Сегодня: Июнь 28, 2017




БЕЛОВ С. Есенин и православие

PostDateIcon 27.05.2013 10:42  |  Печать
Рейтинг:   / 3
ПлохоОтлично 
Просмотров: 3887

ЕСЕНИН И ПРАВОСЛАВИЕ

Столько замечательных интересных книг написано о гениальном РУССКОМ поэте (выделено мной — С.Б.) Сергее Александровиче Есенине! Он русский не по тому, что жил в России, а по своей любви к ней, по своему духу, русской душе. Мандельштам и Пастернак — российские поэты, а Есенин — русский. Русскими поэтами были Бунин и Набоков, хотя оба умерли в эмиграции.
Большими РУССКИМИ (курсив мой — С.Б.) поэтами в двадцатом веке были  Николай Рубцов и Дмитрий Кедрин!
На днях мою коллекцию книг о жизни и творчестве Сергея Есенина пополнила книга «С. А. Есенин и православие», изданная ЗАО «Издательский дом «К единству» в 2011 году. В сборник включены статьи 26 авторов — докторов и профессоров филологии, литературоведов, философов, а также митрополита Симона и архиепископа Павла. В книге, которую читаешь на одном дыхании, жизнь Сергея Есенина, его восприятие окружающего мира, его творчество показаны под углом его отношения к православию, Богу. Тираж книги всего пять тысяч экземпляров. Это для огромной России капля в море. В связи с этим, к сожалению, для многих любителей поэзии Сергея Есенина не будет возможности  познакомиться с этой интересной книгой. Поэтому я и хотел бы предложить всем любителям поэзии Сергея Александровича Есенина наиболее яркие  выдержки и цитаты из этой книги.

СЕРГЕЙ БЕЛОВ, поэт

В. А. Алексеев,
Президент Международного общественного Фонда
единства православных народов, доктор философских
наук, профессор МГУ им. М. В. Ломоносова

«ПЕВЕЦ РУССКОЙ ДРАМЫ»

«Стихи его, как молитва искренние и чистые помыслом, чувствами глубокими, как родник, светлые в художественном выражении, умиротворяющие, хотя и жизненный путь, и поэтическая судьба Сергея Есенина были с юности не просты…»

«Удивительно, как сильно и проникновенно поэт своим гениальным творчеством соединил в эти окаянные годы раздробленное революционной смутой русское национальное сознание любовью к абсолютной для русской души ценности — к Родине,  России, Святой  Руси. Бог дал Есенину для этого действительно великий талант, какой посылается только свыше».

«Русь как бы поверяет свою тайну нашим национальным поэтам-гениям в обмен на приносимую жертву — жизнь, но взамен самопожертвования им даются великий талант и посмертная слава. Величие, уникальность и загадка Есенина в том, что он, безусловно, поверен Богом в тайну Святой Руси».

«Время всё отчётливее показывает нам, что без Есенина трудно будет не только гармонизировать, но и продвигать, утверждать абсолютные для русского человека ценности: православие, народность, Россия-Русь».

О. Е. Воронова,
доктор филологических наук,
профессор РГУ им. С. А. Есенина

«Образ Христа-Спаса в творчестве С. А. Есенина как отражение национального духовного идеала»

«Изучение роли образа Христа в художественном сознание С. А. Есенина представляет значительный научный интерес, поскольку именно в его творчестве образ Спаса в результате своей длительной эволюции в русской культурной традиции приобрёл значительные черты национального архетипа — «русского Христа».

«Найти, отыскать живого Христа под личиной русского странника и бродяги для поэта так же важно, как угадать свой собственный жребий, судьбу, призвание, разгадать «своё значенье»… Именно поэтому так верит его лирический герой в свой «потайный час», так жаждет услышать благословение свыше своему избранническому жребию поэта-пророка»

Г. П. Ивлиев,
Председатель Комитета Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации по культуре,
член Союза писателей России

«ПЕВЕЦ ШКВАЛА ЗЕМНЫХ СОБЫТИЙ ПРОРОК ЕСЕНИН СЕРГЕЙ»

«В контексте жизни и судьбы пророка Иеремии можно рассматривать и поэтическую судьбу самого Сергея Александровича. Есенин, признавая в целом священное начало, не мог не воспевать истинную душу Бога, воспевать её с помощью стихийно сложившихся образов, связанных с родиной, историческими событиями, в которых довелось жить поэту. Россыпь метафор, эпитетов и сравнений, несомненно связанных с религиозной символикой, с жадностью использовалась Сергеем Александровичем для того, чтобы ярче передать своё настроение, эмоциональный накал царивших в нём страстей. Да и не только в нём — страстей, характерных для революционной эпохи».

«Душа — одно из ключевых понятий есенинской лирики».

«Искреннее желание повлиять на ход истории, на судьбу дорогой сердцу отчизны — вот что отражает почти все произведения Сергея Александровича».

«Со времени Кольцова, — писал Б. Пастернак — земля русская не производила ничего более коренного, естественно уместного и родового, чем Сергей Есенин… Вместе с тем Есенин был живым, бьющимся комком той артистичности, которую вслед за Пушкиным мы зовём высшим моцартовским началом, моцартовской стихиею. Самое драгоценное в нём — образ родной природы, лесной, среднерусской, рязанской, переданной с ошеломляющей свежестью, как она далась ему в детстве». Но, с другой стороны, не можешь не думать о «космизме» в есенинской лирике».

C. Г. Семёнова,
доктор филологических наук, ведущий
сотрудник ИМЛИ им. А. М. Горького РАН

«СТИХИИ РУССКОЙДУШИ В ПОЭЗИИ ЕСЕНИНА»

«Сколько раз сам поэт проникновенно использовал любовь к родине как главное неизымаемое своё чувство и сколь часто его определяли как удивительно национального творца, выразившего в своих стихах склад и строй русской души!»

«В есенинском мире как-то удивительно перекликаются, соответствуют друг другу «Кроткий Спас», русская природа, сама Россия и русский человек».

К. В. Мочульский,
русский литературовед, философ.

«МУЖИЧЬИ ЯСЛИ (О творчестве Есенина)»

«Все стихи Сергея Есенина — песни одной большой поэмы».

«Есенин — пророк, и его поэма о России должна быть новой библией».

И. В. Евсин,
писатель

«ПОЭТ РУСИ»

«Именно русскую правду и красоту выражал Сергей Есенин в своей поэзии. А ещё он выражал общую литургию, то есть соборное служение Богу, которое появляется не только среди людей в церкви, но и в живой природе. «Всякое дыхание да хвалит Господа», — говорится в одной из церковных молитв. Поэтому у Есенина и воробей «псалтырь читает», и глухарка «ко всенощной зовёт».

«…общую тенденцию творчества Есенина можно назвать как исповедальность, покаяние…»

«Я — Божья дудка» — так говорил он о себе.

«Есенин предчувствовал трагическую развязку, и это предчувствие мучило его».

«По данным исследователя жизни и гибели Есенина Н. Сидоровой, панихиды по нему совершались в трёх церквах: в Москве, в Ленинграде и на Рязанской земле».

«Но в течение 80 лет версия о самоубийстве упорно внедрялась в сознание советского народа».

«В 1960-е годы, когда оклеветанное имя Есенина стало возвращаться в русскую культуру, ряд профессоров Духовной академии Троице-Сергиевой Лавры стали говорить учащимся о нём как об убитом поэте.
В 1990 году по ходатайству жителей села Константинова Казанская церковь была передана Рязанской епархии, и уже через год в ней совершили панихиду по убиенному рабу Божию Сергию».

В 2005 году в Москве, в храме Христа Спасителя, с благословения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II прошёл юбилейный вечер, посвящённый 110-летию со дня рождения великого поэта»

М. М. Дунаев,
доктор богословия, профессор
Московской духовной академии

«СЕРГЕЙ ЕСЕНИН (Из книги «В горниле сомнений»)»

«Есенин погружён в Русь, он в ней, он готов раствориться в её просторах. Есенинская неповторимость сказалась прежде всего во взгляде на природу… Природа для него — та среда, в которой он дышит, без которой нет его бытия».

«Вся природа у Есенина становится всеобнимающим храмом. В ней всё молится и зовёт к молитве».

«Поэт чутко воспринял то, чем жил окружающий его народ, и отразил бесхитростность народной веры».

В. В. Лепахин,
профессор Сегедского университета (г. Сегед, Венгрия)

«ИКОНИЧНОСТЬ ДВУЕДИНОГО МИРА В ЛИРИКЕ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА»

«Призвание человека (поэта прежде всего), сотворённого Богом по образу и подобию Своему, Есенин видит в том, чтобы открыть дверь в царство Первообразов, в том, чтобы «вылавливать» их там и являть миру».

«Природа «совершает богослужение» в образном поэтическом ряду Есенина по типу храмового».

«У Есенина природа не пропускает ни одной службы».

«В воспетой поэтом природе совершается непрестанная молитва (а что такое молитва, если не единение двух миров — Божьего и человечьего?!»).

«Природа у Есенина настолько воцерковлена, настолько пронизана богослужением, настроена на литургию, что в ней можно молиться, как в храме».

«В поэзии Есенина Вселенная, природа и человек живут в двуединстве видимого и невидимого на самых разных уровнях».

Ю. В. Мамлеев,
писатель, философ

«ДУХОВНЫЙ СМЫСЛ ПОЭЗИИ ЕСЕНИНА»

«Однако ни у одного русского поэта, включая даже Блока, тема России не приобрела такого фатального и захватывающе-глубокого смысла, как в поэзии Есенина».

«Я глубоко убеждён, что качество связано с тем, что поэзия Есенина вступает в соприкосновение с самым сокровенным, тайным уровнем русской души, с тем уровнем, который коренным образом связывает каждого русского с Россией и с самим собой. Поэзия Есенина — это контакт с сокрытым миром изначальных качеств русской души и русского бытия. Это введение в новый невидимый град Китеж, в град сокровенных пластов русского бытия. Вы, таким образом, входите в сокрытую сокровищницу собственной души, ибо русская душа и Россия метафизически одно и то же».

«Есенинская поэзия, несомненно, воздействует на исконно внутреннюю суть русской души, на её изначальные истоки, с которыми ранее на другом уровне наиболее явно соприкасались народная песня и народная музыка».

«В действительности Есенин был только на одном уровне деревенским поэтом - на более глубоком уровне он был всерусским, национально-космическим поэтом, где национальное и космически-мировое были тождественны. Его образы деревни и русской природы отражают некое глубочайшее состояние русской души… Разве в самой русской природе  не заложены каким-то образом качества русской души: широта, беспредельность, нежность, грусть и так далее?»

«Любовь к России у Есенина носит совершенно невероятный характер (и соответственно такая же любовь возникает и у читателей). Её сила зависит именно от этого соприкосновения с какой-то глубочайшей сущностью России».

«Только два творца в русской литературе — Есенин и Достоевский — достигли того предела, который сводил с ума (почти в буквальном смысле слова) некоторых читателей. Это, разумеется. не литературный и даже не философский критерий, но, во всяком случае, критерий глубины воздействия на уже не управляемые бездны души».

«Тайна есенинской поэзии не только в её образах и интонациях — в ней заложен намёк на то, чего нет и не может быть в словах. Стихи Есенина выводят к истокам, где уже язык бессилен и наступает власть великого молчания («Я молчанью у звёзд учусь»). В этом отношении поэзия Есенина близка к Упанишадам, к вечному Востоку; неудивительно поэтому, что, насколько я слышал, индусские студенты, изучающие у себя на родине русский язык, так любят Есенина.
Гений — обычный гость в русской культуре от Андрея Рублёва до Хлебникова, но Есенину каким-то чудом удалось то, что выходит даже за пределы гениальности».

«Трудно поэтому преуменьшить небывалое значение русской литературы, и есенинской поэзии в частности, для России».

«Такие авторы, являясь создателями собственных миров, собственного духовного космоса, становятся одновременно по крайней мере, некоторые из них — властителями умов, учителями жизни, пророками, влияющими на сознание поколений».

«Есенин ушёл от нас, завещав всей своей поэзией единственное: любить Россию и быть ей верным до конца. Он ушёл, принеся себя в жертву. Его кровью начертаны буквы его великих стихов».

«Таинственный смысл его поэзии ещё не раскрыт до конца, но думаю, для нас Есенин не менее дорог и важен, чем Пушкин. А в будущем есенинская поэзия, может быть, станет ещё более драгоценной для России, ибо в далёких и неизвестных пространствах грядущего она будет пробуждать в нас сокровенное — Вечную Россию…»

И. А. Есаулов,
доктор филологических наук (Москва)

«ТВОРЧЕСТВО ЕСЕНИНА И ПРАВОСЛАВНАЯ ТРАДИЦИЯ: ПРОБЛЕМЫ МЕТОДОЛОГИИ»

«Есенина может любить («жить его поэзией) любой русский человек, независимо от его мировоззрения, убеждений, образования…Следовательно, есенинская поэзия помогает воссозданию в нашей душе той удивительной реальности, которую можно назвать «Внутренней Россией».

«Есенин следует той православной традиции, которая соприродна русскому народу и включает в себя православные церковные представления, а также широкий круг образуемых вокруг этих представлений как духовного ядра традиций, примыкающих к ним других культурных ярусов».

«Образ поэта после 1917 года современники определили, как «падшего ангела».

Т. К. Савченко,
доктор филологических наук,
заведующая кафедрой русской литературы
Государственного института русского языка
им. А. С. Пушкина

«ТЕМА ВИНЫ И ПОКАЯНИЯ В РУССКОЙ ПОЭЗИИ ХХ ВЕКА: К ВОПРОСУ О ХРИСТИАНСКИХ МОТИВАХ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ»

«Есенин затронул «в русских сердцах нечто такое, что вся Россия всколыхнулась и ответила ему всенародной — поистине всенародной! — любовью» (М. Коряков «Есенинщина» и советская молодёжь.)

«Непокорный и дерзкий, поэт бунтарского склада, никогда не подчинявшийся никаким догмам и не желавший жить по чужой указке, он видел и понимал многое, в том числе тщету и преходящий характер того, что многом казалось прочным незыблемым».

Ю. И. Сохряков,
доктор филологических наук, профессор,
ведущий научный сотрудник ИМЛИ им. А. М. Горького РАН

«О РЕЛИГИОЗНЫХ МОТИВАХ В ЛИРИКЕ ЕСЕНИНА»

«Сам Есенин неоднократно признавался, что его лирика жива одной большой любовью к родине».

«Поэт на протяжении всего творчества молился на свою родину, которая была для него, говоря словами С. Булгакова, душой и плотью, вместилищем духовного начала. Космополитический гомункул вольтеровского и коммунистического образца, считал Булгаков, есть уродство, ибо любовь к Отечеству «даёт зрячесть и прозрение, а нелюбовь есть отце- и матереубийство, самоубийство».

«Чувство родины у Есенина было бы невозможно без чувства родной природы как величайшего храма, как языка, на котором Господь разговаривает с человеком».

«Родина и родная природа остались для него неиссякающим источником поэтического вдохновения, и любовь к ним он пронёс через всю свою жизнь».

Мария Павловски,
исследователь русской литературы, преподаватель
Университета штата Индианаполис (США)

«РЕЛИГИЯ РУССКОГО НАРОДА В ПОЭЗИИ ЕСЕНИНА»

«Поэзия Есенина пользуется огромной популярностью среди русских читателей, он один из самых любимых русских поэтов ХХ века, может быть самый интересный и любимый. Вряд ли существует такой русский человек, который не знал бы несколько строк из самых известных стихотворений Есенина».

«Для полного понимания поэзии Мандельштама, поэтического антагониста Есенина, надо знать греческую и римскую литературу и античную мифологию, а для подобного понимания Есенина надо знать славянскую, родную мифологию, этнографию, религию, фольклор».

«Поэзия последнего этапа творчества Есенина напоминает пушкинскую ясность, краткость, точность и сжатость, доступную лишь немногим поэтам».

А. И. Михайлов,
доктор филологических наук,
ведущий научный сотрудник ИРЛИ РАН

«СЕРГЕЙ ЕСЕНИН: СУДЬБА И ВЕРА»

«Действительно, исследовать поэзию Есенина с применением формального анализа невозможно. Тайна почти органически живой есенинской строки при всей её простоте остаётся нераскрытой».

«Чем объясняется чудовищная популярность Есенина? Ведь Пушкина так не любят. На Пушкина, не открывая лет по двадцать, ссылаются, указывают, но в глубине души так не любят» (В. Марков)

«Иное объяснение этой универсальности обаяния есенинской поэзии находим у нашего современника, не так давно писавшего: «Я думаю, что до сих пор существует определённое недопонимание поэзии Есенина и характера его гениальности (при всей фантастической любви к нему). В стихах Есенина есть нечто неуловимое, но экстремально существенное, что делает его поэзию совершенно исключительным явлением, даже выходящим за рамки обычной концепции гениальности…» (Ю. Мамлеев «В поисках России»)

«Символика и метафизика русской природы и деревни в есенинской поэзии — не только манифестация духа тысячелетней крестьянской Руси, но и знаки глубинно-исходных состояний русской души, вообще вечные символы, которые выходят за пределы истории и деревни, так как они соотносятся с таинственной подосновой русской души, с её архетипом, с её априорной космической сущностью. Поэтому Есенина может любить (и жить его поэзией) любой русский человек, независимо от его мировоззрения, убеждений, образования…»

«Ни один из русских поэтов (да, возможно, и поэтов мира) не имеет венца с таким обилием драгоценных и разных эпитетов, которыми одаривали Есенина признательные, восхищённые и влюблённые в него современники».

«Всё, что его окружало, волновала, мучило, радовало, всё, что с ним как-нибудь соприкасалось, до сих пор продолжает дышать трепетной жизнью сегодняшнего дня, как бы выключенные из общего закона умирания, умиротворения, забвения» (Э. Герман)

А. В. Гулин,
доктор филологических наук,
ведущий научный сотрудник
ИМЛИ им. А. М. Горького РАН

«В СЕРДЦЕ СВЕТИТ РУСЬ…»
Духовный путь Сергея Есенина

«Он обладал исключительно редким, единственным свойством не только выражать отдельные, хотя бы и очень существенные, стороны народной души, но и открывать и постигать её всю, в бесконечной сложности и многообразии. Это был национальный гений в наиболее полном, законченном значении слова».

«Сам он, разумеется, лучше других сознавал собственное призвание».

«Отсюда — многое из того, что отличало уже первые его стихи: редкая поэтическая искренность, особая мелодичность, напевность, их сочные и яркие, укоренённые в искусстве русского народа, всегда неповторимые метафоры».

«Есенин обладал единственным в своём роде умением «собирать» в едином звуке Россию земную и небесную, открывать словом ту потаённую связь, что определила на века судьбу России, судьбу каждого русского».

«До последнего вздоха поэт любил свою малую родину, но с первых его шагов принадлежал Родине вечной».

«Поэзия Есенина — верный голос народной души».

«Ясная «пушкинская» мудрость осенила его стихи».

«Переболевший всеми «болями» своего времени, знавший, как мало кто другой, прямые пути к потаённой судьбе России, он — одно из тех явлений, что вселяют надежду в её подлинное возрождение. Всем смутам и крушениям вопреки».

С. Н. Пяткин,
доктор филологических наук, профессор,
проректор Арзамасского государственного
педагогического института

«ИСПОВЕДАЛЬНОСТЬ КАК ВЫРАЖЕНИЕ ПРАВОСЛАВНОГО МИРОСОЗЕРЦАНИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ С. А. ЕСЕНИНА»

«И Пушкин, и Есенин в своих произведениях следуют религиозной традиции православия».

«У Есенина в самом акте поэтического высказывания мысли и чувства лирического «я» порождают слово (подобно тому, как это происходит во время таинства исповеди), у Пушкина же художественное слово имеет уже завершившийся в сознании субъекта речи процесс размышления и переживания».

«Исповедальное слово Есенина, обращённое к самому себе и той действительности, что окружила поэта, нуждалось в постоянной внутренней подпитке, которую могла дать только твёрдая убеждённость в истинности своего призвания и выбранного пути».

П. В. Квартников,
Рязанский государственный университет им. С. А. Есенина

ЛИТЕРАТУРНО-СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ «ТВОРЧЕСТВО СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА ГЛАЗАМ ПРАВОСЛАВНЫХ ВЕРУЮЩИХ»

«Исследователь творчества поэта профессор РГУ им. С. А. Есенина О. Е. Воронова замечает, что «глубинная почвенность есенинского дара проявилась в том, что он связал русскую идею с русской верой, а веру — с любовью к Родине… Есенин являлся носителем русской национальной идеи, цементирующим ядром которой стало православие».

Добавить комментарий

Комментарии проходят предварительную модерацию и появляются на сайте не моментально, а некоторое время спустя. Поэтому не отправляйте, пожалуйста, комментарии несколько раз подряд.
Комментарии, не имеющие прямого отношения к теме статьи, содержащие оскорбительные слова, ненормативную лексику или малейший намек на разжигание социальной, религиозной или национальной розни, а также просто бессмысленные, ПУБЛИКОВАТЬСЯ НЕ БУДУТ.


Защитный код
Обновить

Яндекс цитирования
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
Где цена на кинзу оптом ниже?