Уважаемые друзья!
На Change.org создана петиция президенту РФ В.В. Путину
об открытии архивной информации о гибели С. Есенина
Призываем всех принять участие в этой акции и поставить свою подпись
ПЕТИЦИЯ
ЯКУШЕВСКИЙ С. Ф.
С. Ф. ЯКУШЕВСКИЙ
ЯКУШЕВСКИЙ Станислав Фаустинович — художник разных жанров. Он — автор ряда тематических картин на историко-революционные, бытовые темы; значительное место в его творчестве занимает портрет. Особое пристрастие художник питает к пейзажу средней нечерноземной полосы России, в основном Рязанского края, овеянного поэзией С. Есенина.
Обращение к есенинской теме для художника не случайно. Это длительный и серьезный, большой и целенаправленный труд.
В 1960 году С. Ф. Якушевский одним из первых создает картину о поэте. Этому предшествовала длительная подготовительная работа, сложный путь выявления образа. Живописцу удалось показать пробуждение в душе юноши поэтического начала, показать природу и поэта как единое неразрывное целое. Картина «Сергей Есенин» и определила дальнейшую направленность творчества художника, именно она стала первой в собрании музея. Вскоре началась работа над большой серией пейзажей «На родине С. Есенина». Работая в разное время года, непосредственно с натуры, живописец все же не ставил целью передачу документальной точности памятных мест. Он искал непреходящие, постоянные духовные связи есенинской поэзии с нашими днями, нашей жизнью, нашей современностью.
К восьмидесятилетию со дня рождения Сергея Есенина в 1975 году С. Ф. Якушевский подготовил и показал выставку работ, названную есенинской строкой: «Сердцу милый край». Серия пейзажных живописных произведений конкретно не связана с родиной поэта, это и не иллюстрация поэтических образов, но она созвучна есенинской лирике, причастность к которой воспринимается через самого художника, его отношение к природе, его мир чувств. Для этих работ, а они составляют большую часть комплекта, характерны цветовая сдержанность, строгость, лаконичность композиционного построения, внимание к отдельным деталям, как к смысловому акценту («Вечером лунным», «Одуванчики», «Моя родина кроткая»). Живописец стремится найти художественный, лирический образ природы через знакомое, неяркое, неброское, удивить не внешним эффектом, а открытием в простом значительного, близкого, понятного и дорогого.
Большая часть этих работ находится в экспозиции музея Сергея Есенина на его родине, в селе Константинове, в самостоятельном разделе «Сергей Есенин в произведениях изобразительного искусства. (Живопись, графика, скульптура)».
Обращение С. Ф. Якушевского к светлому образу поэта, к его родине, его лирике помогает расширить, углубить и наши представления о творчестве Сергея Есенина, его поэзии, русской природе, нашей Родине.
С. Степашкин
Из истории создания «есенинских» картин:
<…> Продолжая рассказ о том, как зарождается замысел картины, повторю, что если замысел первой картины, «На балконе», был чисто умозрительный, замысел второй, «Домой», я почти целиком увидел в жизни, то замысел картины о С. Есенине родился из поэзии поэта. Дело в том, что я очень люблю пейзаж, и Есенина я считаю, в основном, пейзажистом. Я нашел душевный отклик в поэзии Есенина, сборник его стихов я выучил наизусть. Картину задумал писать с образом юного, зарождающегося поэта. Я любил сумерки, в это время поэтическое состояние чувствуется особенно остро. Да еще под луной. Вот я и начал первые эскизы с фигурой под луной. Подпитывал себя гулянием в сумерках, у воды с плещущей в ней луной. Очевидцы меня самого прозвали Есениным. Вспоминаются строки:
От луны свет большой
Прямо на нашу крышу.
Где-то песнь соловья
Вдалеке я слышу.
На бугре береза-свечка
В лунных перьях серебра…
Это из ранних стихов, а я задумал Есенина в возрасте шестнадцати-семнадцати лет. Подальше — больше, я стал чувствовать, что эскизы мои иллюстративны, банальны. А станковая картина не должна быть иллюстрацией к произведению. Она должна стать самостоятельным произведением, выражающим свой образ. В результате я написал семь вариантов картины, и ни в одном нет луны. Сумерки, да еще с туманом создают лирическое настроение. Экспонировались они на разных выставках. Издавались в альбомах, журналах «Рязань», «Изобразительное мастерство» (Киев), «Художник», в книге «Есенин и русская поэзия», в альманахах, в подборках открыток «По есенинским местам», «Сердцу милый край». Впрочем, где находятся оригиналы этих картин точно не знаю. Что-то есть в Рязанском художественном музее, что-то -в Есенинском мемориале в селе Константинове. А последний вариант находится в частном собрании Ильи Михайловича Майзельса.
В процессе работы над картинами посчастливилось мне общаться с есениноведами: ленинградцем Ломаном, москвичом Прокушевым (бывал у них в гостях), Кошечкиным и, конечно, с сестрами Сергея, Екатериной и Александрой. Правда, дополнительных сведений о Сергее от них я не получил, кроме опубликованных текстов и фотографий. А сестры даже не прочь были покритиковать художников, как например: «Сергей не носил косоворотку, не носил рубаху навыпуск, подпоясанную ремнем». Рассказывали они о брате в быту. А художник, создавая образ поэта на основании его поэзии, волен бытовые черты отбрасывать и брать за основуто, о чем он писал, то, что он — поэт деревни. Во-вторых, как они, сестры могли знать своего брата в быту, когда он жил в Москве да путешествовал по заграницам, а они жили в своем селе и были, вдобавок, моложе его?
Затевая картину с Есениным на природе, я принципиально долго не смотрел его фотографии, не ездил в Константиново, боясь «давления» конкретного материала. Старался создавать образ картины на основании характера поэзии. В Константиново поехал уже тогда, когда картина была почти готова, и понял, что поступил правильно. Для лица «позировали» мне некоторые фотографии и живые юноши, похожие на Есенина. Позировал, например, заместитель директора есенинского мемориала Константин Петрович Воронцов, еще безбородый. Говоря о картине, я имею в виду самый первый вариант, который был приобретен областным управлением культуры, долго висел в фойе концертного зала, но в конце концов погиб в его подвалах.
В процессе работы над образом лирического поэта было написано много «чистых» пейзажей природы и параллельно — городских, с архитектурой. Оказалось, эти мотивы тоже очень интересны: построить строгость архитектуры и сохранить трепет живописи. <…>
Якушевский С. «О том, что помню. Записки народного художника». Рязань, Изд-во «Поверенный», 1999 г. С. 71-73.
На родине Сергея Есенина
- Назад
- Вперёд >>
Комментарии, не имеющие прямого отношения к теме статьи, содержащие оскорбительные слова, ненормативную лексику или малейший намек на разжигание социальной, религиозной или национальной розни, а также просто бессмысленные, ПУБЛИКОВАТЬСЯ НЕ БУДУТ.