Поиск по сайту

Наша кнопка

Счетчик посещений

25434211
Сегодня
Вчера
На этой неделе
На прошлой неделе
В этом месяце
В прошлом месяце
11323
19719
31042
23276724
381281
655374

Сегодня: Нояб 21, 2017




ВОЛКОВ В. Владел ли Есенин технологией пиара?

PostDateIcon 25.05.2015 15:59  |  Печать
Рейтинг:   / 6
ПлохоОтлично 
Просмотров: 2563

Владел ли Есенин технологией пиара. И много ли он пил?

     В декабре этого года исполняется 90 лет со дня трагической гибели замечательного русского поэта Сергея Александровича Есенина. Интересно, а какие статьи в наших СМИ появятся к этой печальной дате?
     Тема, поэт сам ушел из этой бренной жизни, или его убили агенты НКВД, столь модная в еще десять лет назад, зашла в тупик, поскольку каких-то решительных действий общественности, в том числе и писательской, не наблюдается. Утешает, что не все якобы архивные документы, связанные со смертью поэта раскрыты. Осталось этого ждать вроде бы недолго. Что ж, как говорится, поживем, увидим.
     Но появились в Интернете сайты, в которых нет слов о незаурядной личности Есенина, его безграничной любви к Родине, зато превозносятся подборки стихов стихи, где содержатся матерные слова, гиперболизируется любовь поэта к хулиганству, пьянству…
     Прочитав подобные наветы, я вновь с волнением перечитываю книгу моего отца ВОЛКОВА Анатолия Андреевича «Художественные искания Есенина», вышедшую в далеком 1976 году.

Литератор Волков А.А. (1909-1981). Фото 1935 года. Volkov

     В ней он абсолютно правильно с первых строк отметил: «Еще при жизни Есенина его поэтический путь сопровождался легендами. Легендами было окружено и творчество Есенина в годы после его смерти. В сознании нескольких поколений читателей переплеталось подлинное, существенное со «случайными чертами», говоря словами Блока, которые жизнь «стирала», но возникали новые, подчас столь же «случайные».
     Я был знаком со многими друзьями отца, советскими «есениноведами», иных уже нет давно с нами. Все они очень любили поэта, но одни были правдивее, другие, прославились на ниве констатации фактов, описывая преимущественно, куда Есенин поехал, с кем общался в Москве, Баку, других городах. Но и это, прочитанное неоднократно, все равно было интересно, поскольку уж очень незаурядной была магия Сергея Александровича!
     Из современных исследователей творчества Есенина отмечу в первую очередь рязанского поэта, прозаика и публициста Игоря Васильевича ЕВСИНА, который очень профессионально дает отпор нападкам на поэта, относительно его «беспробудного пьянства», хулиганства. В этом материале вы прочитаете его меткие наблюдения, свидетельствующие, что «краски явно сгущены», в том числе и в фильме «Есенин».
     Но начну я с наблюдений — любил ли поэт «пиар технологии», которые ныне расцветают в творческой среде пышным цветом.


     На этом снимке Сергей Есенин, одетый как с иголочки, позирует в июле 1924 года фотографу, взобравшись на памятник Александру Пушкину, в Царском селе под Петербургом. Вместе с ним поэт В. Эрлих, а также студенты какого-то сельскохозяйственного института. Согласитесь, необычная подобралась компания. Особо «колоритно» выглядят два парня, пришедших на историческую съемку, по сути, в нижнем белье. Но, снимок в целом удачный и необычный. Чем руководствовался всенародно любимый поэт, выбрав компаньонов? Конечно же, слегка «попиариться» у монумента поэта, которого он очень любил, посвятил ему очень проникновенное стихотворение, упомянув, правда, другой его другой, московский памятник.

Мечтая о могучем даре
Того, кто русской стал судьбой,
Стою я на Тверском бульваре,
Стою и говорю с собой…

     …В России, в бытность жизни Есенина, в обиходе слова «пиар» не существовало. В российских реалиях появилось сравнительно недавно. Сокращение пиар, как и SOS, возникло на базе сочетания в английском языке — public relation. Названия первых букв сочетания дали аббревиатуру. Сокращение выражает определенную работу по обработке общественного мнения о политических деятелях, работниках культуры. Практически не сомневаюсь, что Айседора Дункан, когда они вместе с Сергеем Есениным путешествовали по миру, обсуждала с ним тему создания популярности, давала те или иные советы, на каких нотках можно сыграть в общении с американскими любителями поэзии. Но в стихах поэта, как мне представляется, тяга к эпатажу всегда присутствовала. Вспомним: «И похабничал я, и скандалил, для того, чтобы ярче гореть…» Слова берут за душу. Хотя ясно, что «похабником» в столь негативном смысле этого слова, он не был, а, если и скандалил, то не так уж и часто. А. Козловский утверждал: «Многие россказни начали ходить еще при жизни поэта и он далеко не всегда стремился их опровергать… Есенин становился источником не слишком точных, а иногда и вовсе фантастических сведений о себе… Особенно много россказней внесли в историю есенинской жизни его «собратья» имажинисты. Их мемуары полны самыми невероятными похождениями, главным героем которых выступает Есенин… Пальму первенства здесь удерживает «Роман без вранья» А. Мариенгофа», которого Есенин считал своим близким другом. В его романе очень много лжи…»
     Однако что же можно сказать по поводу пьянства Есенина? Как известно, Есенин не писал стихов, будучи нетрезвым. Об этом он сам говорил Р. Березову, «…Я ведь пьяный никогда не пишу». Об этом писали и мемуаристы, в частности И. Шнейдер, утверждавший, что в нетрезвом виде Есенин стихи действительно никогда не писал.
     Тогда спрашивается, когда же он пил, если всего за последние пять лет жизни им было написано около сотни стихотворений и пять поэм, вошедших в сокровищницу русской литературы, а за последний год жизни подготовлено к изданию и выпущено четыре (!) сборника стихотворений? Когда же он пил, если в двадцатитрехлетнем возрасте, когда некоторые дети еще сидят на шее у родителей, построил отцу с матерью новый дом вместо старого, сгоревшего? А, кроме того, надо было заботиться и о своих детях и помогать сестрам. Как вспоминала Екатерина Есенина: «Сколько неотступных волнений и забот было у Сергея. Одни мы с Шуркой чего стоили. Меня он взял к себе в Москву из деревни еще в 1921 году, а позднее, в 1924 году, — Шурку. Надо было нас кормить, одевать, учить, устроить нам жилье». Современный поэт В. Сорокин по поводу «пьянства» Есенина заметил: «Есть ли где еще такой «простецкий» народ, кроме нашего, русского, позволяющий на протяжении десятков лет «дискутировать»: пил или не пил его гениальный сын — поэт Сергей Есенин… Пил Есенин? Пил. Запоем слезы русские пил. Пил запоем русскую нищету. И погиб не от водки, а от русской крови. Этот кровавый концерт, кровавый грех, мутит нас. Кровь царских детей, обрызгавшая ипатьевские подвалы, щедро пролилась на русской земле. Сергей Есенин был обожжен ею».
     И если уж говорить собственно об алкоголе, то Есенин, переживая все случившееся в России на его веку, признавался В. Чернявскому: «Если бы не пил, разве мог бы я пережить все, что было».
     Что же касается легенд о его безудержном пьянстве, то он так говорил об этом своему другу В. Болдовкину: «За мной ходит отчаянная слава пропойцы и хулигана, но это только слова, а не такая уж страшная действительность».
     Литературовед А. Козловский в предисловии к книге «С. А. Есенин в воспоминаниях современников» писал: «Есенин называл себя в стихах забиякой, сорванцом, скандалистом, разбойником, говорил о себе: «Я такой же, как ты хулиган, // И по крови степной конокрад». Таких строк было немало. И, на поверхностный взгляд, в самой жизни поэта было такое, что оправдывало и объясняло их появление. Любители литературных сплетен разносили стократно разукрашенные и перевранные истории.
     Но, вот свидетельство писателя, которого никак нельзя заподозрить в стремлении навести «хрестоматийный глянец» на образ Есенина, человека, близко его знавшего и нередко с ним общавшегося, — Андрея Белого — «…меня поразила одна черта, которая проходила потом сквозь все воспоминания и все разговоры. Это необычайная доброта, необычайная мягкость, необычайная чуткость и повышенная деликатность».
     Об этих душевных качествах Сергея Есенина осталось немало и других свидетельств. Тогда откуда же берутся воспоминания об эпатирующих, скандальных эпизодах на эстраде и в быту у такого деликатного человека?
     Однако эпатаж и скандальные эпизоды в жизни и творчестве Сергея Есенина все же действительно случались.
      «Исповедь хулигана», цикл «Москва кабацкая», «упаднические» стихотворения первой половины 1920-х годов говорят о мучительном духовном надломе, который произошел тогда с поэтом.
     Кризисный период, который переживал тогда Есенин, в советском литературоведении часто характеризовался как «эпатажный», «хулиганский», «скандальный», «антиобщественный», «аморальный».
    «…Рядясь в маску хулигана, — пишет О.Е. Воронова, — поэт не ограничивается стремлением эпатировать мещанскую толпу, но преследует иную, более значительную цель — донести до современников некие выношенные им истины, не во всём совпадающие с принятой большинством мерой ценностей и идеалов. По существу, с той же, в известном смысле дидактической, целью обращались к своим благополучным соплеменникам и русские юродивые… под маской есенинского «хулиганства» часто скрывается стремление высказать свою правду о мире и людях».
     И, в самом деле, с одной стороны, Есенин пишет заявление с просьбой принять его в партию большевиков, а с другой, как писал В.Ф. Ходасевич, «Пьяный Есенин… кричал на весь ресторан… «Бей коммунистов, спасай Россию»… Так крыть большевиков, как это публично делал Есенин, не могло и в голову прийти никому в советской России».
     Говоря о людях, для которых Есенин писал в стихах эпатирующие строчки, поэт заметил:
     — Это они хулиганы в душе, а не я. Оттого-то и стихи мои им нравятся…
     Время точно установило, что сам Есенин не оценил значения оставляемого им художественного наследия, что и многие современники не смогли понять, какой неповторимый, ни с кем не сравнимый по особенностям своего таланта, художник вошел в Храм русской поэзии.

Владимир ВОЛКОВ

Комментарии   

0 #1 RE: ВОЛКОВ В. Владел ли Есенин технологией пиара?Наталья Игишева 26.06.2016 23:29
История создания этого снимка есть в книге В. С. Пашининой «Неизвестный Есенин» (ч. VI, гл. 8). Студенты, затеяв фотографировать ся с Есениным у памятника Пушкину, долго его уговаривали есть на скамью рядом с Пушкиным, но Сергей Александрович наотрез отказался. (Более того: только он один на этом снимке и держится абсолютно чинно, без всякого «выпендрежа».) А то, что один из юношей позировал в трусах, – чистая случайность: он в это время шел с купания, увидел фотографирующих ся и захотел к ним присоединиться. Так что никакого пиара тут нет – Есенин просто пошел навстречу студентам, пожелавшим сфотографировать ся с ним на память. А реагировать на сплетни о себе – занятие столь же унизительное, сколь и бесполезное: объективные люди непроверенной информации, а тем более откровенному бреду и так не поверят, а НЕобъективные все равно будут продолжать верить тому, чему хотят, и даже больше того, воспримут попытки оправдаться как признак того, что слухи имеют под собой почву.
Цитировать

Добавить комментарий

Комментарии проходят предварительную модерацию и появляются на сайте не моментально, а некоторое время спустя. Поэтому не отправляйте, пожалуйста, комментарии несколько раз подряд.
Комментарии, не имеющие прямого отношения к теме статьи, содержащие оскорбительные слова, ненормативную лексику или малейший намек на разжигание социальной, религиозной или национальной розни, а также просто бессмысленные, ПУБЛИКОВАТЬСЯ НЕ БУДУТ.


Защитный код
Обновить

Новые материалы

Яндекс цитирования
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
B2cpl курьерская служба li-do.ru.