Поиск по сайту

Наша кнопка

Счетчик посещений

58890024
Сегодня
Вчера
На этой неделе
На прошлой неделе
В этом месяце
В прошлом месяце
33604
49490
212991
56530344
943846
1020655

Сегодня: Март 29, 2024




Уважаемые друзья!
На Change.org создана петиция президенту РФ В.В. Путину
об открытии архивной информации о гибели С. Есенина

Призываем всех принять участие в этой акции и поставить свою подпись
ПЕТИЦИЯ

ЭЛЬ3ОН Мих. «Взыскующая тень»

PostDateIcon 30.11.2005 00:00  |  Печать
Рейтинг:   / 1
ПлохоОтлично 
Просмотров: 8964

Мих. ЭЛЬ3ОН

«ВЗЬIСКУЮЩАЯ ТЕНЬ»

Это произошло летом 1998 года. Случилось так, что, зайдя «от нечего делать» в антикварный магазин, я мельком глянул на витрину прилавка — и остолбенел: ветхий двойной листок шафранового цвета, стихи, записанные красными чернилами, и подозрительно знакомая подпись. «Это копия», — честно предупредил меня Вадим Ростиславович Егоров (владелец магазина «На Литейном»). Реликвия обошлась едва ли не в месячную пенсию по инвалидности, и, идя под дождем домой, я с горечью вспоминал свою развязную статью в декабрьской книжке «Невы» за 1996 год («Памятник советскому библиофильству»). Только теперь, 17 июля 1998 года, на «собственной рваной шкуре» поняв, что библиофильство — не «собирание (на «холяву» — М. Э.) редких и ценных изданий» (см.: Книговедение, Энциклопедический словарь. М., 1982, с. 77, автор неизвестен), а Состояние Души.
По возвращении я снял с полки голубенький пятитомник Есенина с серебряным факсимиле на переплете — и глазам своим не поверил: подпись под стихотворением совпала с полиграфическим шедевром.
Через месяц, когда я уже был почти что готов поделиться с читателем результатами своего спонтанного расследования, ведущий научный сотрудник Пушкинского Дома, специалист по крестьянским поэтам
20-х годов, ныне плодотворно трудящийся в Гумилевской группе под бдительным присмотром кандидата филологических наук Юрия Владимировича 3обнина (вдохновителя и организатора славных побед, одержанных при подготовке и выпуске в свет первого тома полного собрания сочинении и писем Н. С. Гумилева), а именно Александр Иванович Михаилов, впервые за полтора десятка лет экспертной оценки поступающих со всех сторон «рукописей Есенина», дал официальное заключение: «Приобретенная рукопись является несомненным автографом» (справка датирована 15 августа 1998 года, экспертиза проводилась 14 августа с 18 до 23 часов в моей квартире на базе принесенных экспертом фотокопий и книги с факсимильными воспроизведениями дарственных Есенина; состояние рукописи, напомню, таково, что я не мог ее представить на экспертизу в Институт русской литературы).
«Авторы» этого стихотворения, с весны
1925-го до 1990-х годов расходившегося в десятках списков (от руки и машинопись), с подписью и анонимных, установлены (основной — в результате следствия). Жизнь и творчество С. А. Есенина исследованы едва ли не досконально. «Тайна гибели Есенина» породила книжную, журнальную, газетную литературу, кажется, превышающую (количественно) всю литературу о Поэте, и даже сегодня будоражит умы.
Теперь и я позволю себе высказаться. Начну с факта вроде бы не общеизвестного.
17 мая 1997 года на книжном аукционе в Москве любой желающий мог приобрести книгу И. В. Сталина «Революция в Китае и Ошибки оппозиции (Две речи)»
(М.-Л., Госиздат, 1927) с дарственной надписью: «Дорогому Демьяну от автора. 13/VI-27».

***

В первых числах апреля 1925 года Есенин приехал в Баку  (8-м датировано его первое письмо Галине Бениславской). Позже он писал ей (оттуда же), что намерен вернуться в Москву, съездить (ненадолго) в Ленинград, а оттуда махнуть на Оку («подлечиться»). 15 мая 1925 года Есенин дал знать о себе Василию Ивановичу Качалову. Я привел эти общеизвестные даты не случайно: 12 апреля — 22 мая в «Правде» «подвалами», «романом с продолжением» печатался знаменитый стихотворный памфлет Демьяна Бедного (Ефима Алексеевича Придворова) «Новый завет Евангелиста Демьяна». Параллельно он шел в «Бедноте», «Рабочей газете» и др. Даже воинствующих атеистов, если, конечно, у них была совесть, не могло не задеть чудовищное именование персонажей, к примеру, «Иван Захарьич Иорданский», вместо Иоанн Предтеча… Есенин не выдержал. Он ответил под собственным именем члену «кремлевской семьи».

ПОСЛАНИЕ «ЕВАНГЕЛИСТУ» ДЕМЬЯНУ БЕДНОМУ {1}

Я часто думаю, за что его казнили,
За что Он жертвовал своею головой?
За
то-ль, что, враг суббот,
Он против всякой гнили
Отважно поднял голос свой?
За
то-ли, что в стране проконсула Пилата,
Где культом Кесаря полны и свет, и тень,

Он с кучкой рыбаков из местных деревень,
За Кесарем признал лишь силу злата?
За
то-ли, что Себя на части раздробя, {2}
Он к горю каждого был милосерд и чуток
И всех благословлял, мучительно любя,
И маленьких детей, и грязных проституток!!
Не знаю я, Демьян… В «Евангелье» твоём
Я не нашёл правдивого ответа.
В нём много бойких слов, — ах, как их много в нем!
Но слова нет, достойного поэта!
Я не из тех, кто признаёт попов,
Кто безотчётно верил в Бога,
Кто лоб свой расшибить готов,
Молясь у каждого церковного порога.
Я не люблю религию раба,
Покорного от века и до века,
И вера у меня в чудесное слаба,
Я верю в знание и силу Человека!

Я знаю, что, стремясь по нужному пути,
Здесь, на земле, не расставаясь с телом,
Не мы, так
кто-нибудь ведь должен же пойти
Воистину к божественным пределам.
И
всё-таки, когда я в «Правде» прочитал
Неправду о Христе блудливого Демьяна,
Мне стало стыдно так, как будто я попал
В блевотину, изверженную спьяна.
Пусть Будда, Моисей, Конфуций и Христос

Далёкий миф. Мы это понимаем,
Но
всё-таки нельзя ж, как годовалый пёс,
На всё и вся захлёбываться лаем.
Христос, сын плотника,
когда-то был казнён{3}
Пусть это миф, но всё ж, когда прохожий
Спросил его: кто ты? ему ответил Он:
«Сын человеческий», а не сказал: «Сын Божий».
Пусть миф Христос, пусть мифом создан был,
Так что ж — от этого и надобно подряд
Плевать на всё, что в человеке свято?
{4}
Ты испытал, Демьян, всего один арест,
И ты скулишь: ах, крест мне выпал лютый!
А что, когда б тебе голговский дали крест?
Иль чашу с едкою цикутой.
Хватило б у тебя величья до конца
В последний раз, по их примеру тоже
Благословлять весь мир под тернием венца
И о бессмертии учить на смертном ложе?
Нет, ты, Демьян, Христа не оскорбил,
Ты не задел его своим пером ни мало.
Разбойник был, Иуда был.
Тебя лишь только не хватало…
Ты сгустки крови у креста
Копнул ноздрёй, как толстый боров.
Ты только хрюкнул на Христа,
Ефим Лакеевич Придворов!..
Но ты свершил двойной тяжелый грех
Своим дешевым и поганым вздором
Ты оскорбил поэтов вольный цех
И малый свой талант покрыл позором.
Ведь там, за рубежом, прочтя твои стихи,
Небось, злорадствуют Российские кликуши:
Ещё тарелочку Демьяновой ухи,
Соседушка, мой свет, пожалуйста, откушай.
А русский мужичек, читая «Бедноту»,
Где образцовый блуд печатался дублетом,
Ещё отчаянней потянется к Христу,
А коммунизму «мат» пошлёт при этом.

Сергей Есенин

Надеясь, что «Бакинский рабочий» не побоится опубликовать фельетон с выпадами в адрес центрального органа (неправда в «Правде») и пророчеством о повторном «крещении Руси», сопровождаемым «нелояльным» высказыванием в адрес «светлого будущего» «темной крестьянской массы», Есенин принес «Послание» псевдоевангелисту (не мог же он воспринимать «на равных» евангелистов Луку, Матфея — и Демьяна; евангелиста Дамиана, сколько я помню, не было), своему другу, главному редактору «Бакинского рабочего» Петру Ивановичу Чагину. В 1965 году П. И. Чагин в разговоре с В. Субботиным сообщил, что он не взял «Послание», чтобы не омрачать своей дружбы с Демьяном Бедным. «Ничего, напечатаю и так», — ответил Есенин,
Но, может быть, больше не пытался и воспользовался услугами «самиздата». Часть текстов была с подписью, часть — без.
Об авторстве Есенина знали все. И после гибели поэта оно ходило по рукам под разными названиями — и как «Послание…», и как «Ответ…» Его приобщали к «вещдокам» (история, поведанная мне Анатолием Яковлевичем Разумовым, создателем многотомного «Ленинградского мартиролога»). Оно оказалось в круге чтения Мих. Булгакова и якобы сказалось на «Мастере и Маргарите». Видимо, тексты с подписью «Сергей Есенин» осели в Ленинграде, поскольку все пишущие говорят об анонимном тексте, автором которого московская молва считала Есенина.
65 лет гибели Есенина были отмечены публикациями «Послания» в «Книжном обозрении» (№ 39, 28 сент.), где Ал. Лацис бросил клич: «Ищем неизвестного поэта» и в Есенинской тетради «Нашего современника», комплектатор которой Сергей Волков (кажется, подлинное имя Самуил Вольф) в очередной раз прошелся по русскоязычным и принес очередную аннибалову клятву над мощами «великого национального поэта». Но поистине неизгладимое впечатление оставила большая статья поэта-философа Станислава Юрьевича Куняева «Жизнь и смерть поэта» («Вопросы литературы», 1990, № 7), где он, опираясь на ценнейшее свидетельство Е. А. Есениной (конец
1950-х), объявил искомым автором Алексея Ганина. То, что Ганин был расстрелян 30 марта 1925 года и только по этой причине не мог отреагировать на публикации апреля-мая того же года, «нашего национального лидера» в пучину сомнений не ввергло.
Между тем «подлинный» автор «Послания
"евангелисту" Демьяну Бедному» стал известен еще в июне 1926 года. По малодостоверным воспоминаниям Родиона Акульшина (с 1945 года жил в США под фамилией Березов), «Ефим Лакеевич» «нажал кнопки» (чудная формулировочка!), и было неопровержимо ycтaновлено, что «Ответ» богохульнику написал (от имени Есенина) «мелкий рифмоплет» Николай Николаевич Горбачев. 29 апреля 1994 года «Независимая газета» отвела полосу статье Владимира Виноградова, впервые опубликовав документы следственного дела № 39327. Арестованный по подозрению в написании и размножении «пасквиля», компрометирующего «народного поэта», Н. Н. Горбачев «признал» (нетрудно представить, в результате чего…), что он «истинный автор». А на мертвых валить «легче», сказал он Г. И. Мясникову. В середине тридцатых Г. И. Мясников написал воспоминания о своей бурно прожитой жизни. 16 ноября 1945 года по приговору Военной коллегии Верховного Суда СССР его расстреляли. Осужденный 21 июля 1926 года на три года ссылки в Сибири, Н. Н. Горбачев был досрочно освобожден 5 ноября, в преддверии 9-й годовщины Октябрьской революции.
Трудно сказать, зачем и кому понадобилось «избавлять» Есенина от несомненно им написанного стихотворения. Ведь взявший авторство на себя Николай Горбачев печатался под добрым десятком псевдонимов, в том числе «Егор Всезнайка» — подпись, явно не хуже, чем «Демьян Бедный, мужик вредный».
22 августа 1929, года после тяжелой и продолжительной болезни Н. Н. Горбачев умер. Ему было сорок (или 41 год). Газета «Кустарь и артель» посвятила своему «старейшему» сотруднику некролог (с портретом). Со статьей и портретом вышла на следующий год книжка «От разрухи к новой стройке» (издание Всекомпромсоюза), «примерный устав в стихах и рисунках», наполовину в стилистике «Кому на Руси жить хорошо…
» В центре поэмы оказался некий «семейный подряд», собравшийся «в единый кулак» во имя обогащения. Персонажи названы поименно и запечатлены пятью портретами (см. главу III): Пров Кузьмич, Антон Лукич, Семен, Тарас и…

Демьян Лукич — Тараса сват
Прошел 3аведующим складом.

Книжка вышла массовым — 30-тысячным — тиражом, пропагандировалась Главполитпросветом — и, похоже, никто не заметил, что Николай Горбачев пригвоздил «Евангелиста Демьяна» так, как это не смог сделать Есенин — ведь «Демьян Лукич», порожденный именами «Нового Завета», — это не кто иной, как «Евангелист Демьян» — «сын» евангелиста Луки, бичевавшего богатых и проповедовавшего бедность. Но теперь «потрясатель основ» был недостижим… А у мемуаристов два события слились в одно. «Демьян Лукич» идентифицировался с «Евангелистом Демьяном«, а 22 августа — предполагавшийся день расстрела Гумилева — позволил Родиону Березову еще в 1949 году написать, что «подвалы» «Правды» появились… летом 1921 года, а «Послание…» летом 1925-го… То же и в книге воспоминаний «Лебединая песня» (очерк «Придворное кощунство»). Правда, автором безапелляционно назван Н. Н. Горбачев.
Годом раньше (1928) Вольф Эрлих, создавший себе имидж лучшего друга Есенина, выпустил первый сборник «взрослых» стихов. Это было «Волчье солнце».
Почему-то до сих пор оставалось незамеченным стихотворение, вышедшее и в «Избранном» 1963 года. Я имею в виду «Какой прозрачный, теплый роздых…» Приведу последние строфы:

Я ничего не жду в прошедшем,
Грядущего я не ищу
И о тебе, об отошедшем,
Почти не помню, не грущу.

Простимся ж, русый! Мир с тобою!
Ужели в первый вешний день
Опять предстанет предо мною
Твоя взыскующая тень?

Неужели, напиши автор «зимний день», только тогда все бы поняли, кто назван «русым»?! Но это стихотворение не вошло в «Венок Есенину» (М., 1988), и пронзительный плач по «жаждущей отмщения» («взыскующей») тени не дошел до слуха потомков.

* * *

Михаилу Александровичу Любавину, пушкинисту-библиофилу, я обязан свидетельством: его отец, патологоанатом, участвовал во вскрытии тела Есенина. Об этом сын узнал от матери, когда отца уже не было в живых. Сыграло ли «Послание» роковую роль в судьбе поэта — можно только гадать…

Примечания.
{1}. Печатается с соблюдением авторской орфографии и пунктуации.
{2}. Исправлено в рукописи, первоначальное «деля» — в машинописной копии в архиве фольклористки М. М. Серовой (РНБ, ф. 694, № 205), в печатных текстах — «разорвав», «раздробя».
{3}. Эта строчка как первая запомнилась О. Лихачевой с 1952 года (следующая — «Я часто думаю…», текст записан по памяти по моей просьбе 5 августа 1998г. — М. Э.)
{4}. Этих строчек, не поддержанных рифмой, в подавляющем числе текстов нет; исключение — текст из архива М. М. Серовой с заменой «пусть мифом был Сократ» и вписанным от руки стихом: «И не было Его в стране Пилата», и рукописная копия в архиве Якова Сергеевича Сидорина с припиской: «Переписано 22/II/1926» (за это сведение, как и чтение по телефону газетных вырезок за декабрь 1925 — январь 1926 из альбома сердечно благодарю Василия Элинарховича Молодякова).

Журнал «Нева», 1999, № 10.

Комментарии  

0 #1 RE: ЭЛЬ3ОН Мих. «Взыскующая тень»Вадим23 21.06.2011 17:20
Почему не представлено фото текста и автографа?
Цитировать

Добавить комментарий

Комментарии проходят предварительную модерацию и появляются на сайте не моментально, а некоторое время спустя. Поэтому не отправляйте, пожалуйста, комментарии несколько раз подряд.
Комментарии, не имеющие прямого отношения к теме статьи, содержащие оскорбительные слова, ненормативную лексику или малейший намек на разжигание социальной, религиозной или национальной розни, а также просто бессмысленные, ПУБЛИКОВАТЬСЯ НЕ БУДУТ.


Защитный код
Обновить

Новые материалы

Яндекс цитирования
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика