Богатство Пропалова

PostDateIcon 05.04.2012 08:43  |  Печать
Рейтинг:   / 2
ПлохоОтлично 
Просмотров: 4944

Богатство Пропалова
Уникальное есенинское собрание пенсионера из Вязьмы может исчезнуть

Дмитрий Раичев, Смоленск

Есть в Вязьме ничем не примечательный жилой дом послевоенной постройки — стоят такие по всей Смоленской области, пройдешь — и не заметишь. Но этот дом — исключительный.
И если уж довелось сюда попасть, забудешь нескоро и рассказать постараешься обо всем, что увидел и с кем довелось познакомиться.

Любовь на всю жизнь

Павел Пропалов— Пока что я провожу тут экскурсии, встречаю гостей, но я же не Кощей Бессмертный, мне скоро 80 будет, — говорит почетный гражданин Вязьмы, пенсионер, коллекционер, краевед и хозяин уникального музея Сергея Есенина Павел Пропалов. — Когда-то по наивности казалось, что все собранное мной примут на ура, и помещение дадут, и помогать будут… А потом пришлось ограничиться таким вот музеем, кое-как сделанным, и я со временем понял: власти Вязьмы просто не в состоянии оценить, что имеют и могут потерять. Подумаешь, собирает там книжки какой-то фрезеровщик… И сейчас у меня одна мысль: как бы эту коллекцию законсервировать — до тех пор, пока люди не смогут ее по достоинству оценить. Не знаю, сколько лет пройдет — десять, двадцать или сто…
История единственного в области частного музея началась в 1955 году, когда обычному вяземскому парню Павлу Пропалову, только вернувшемуся из армии, попалось на глаза стихотворение Сергея Есенина. За первым — второе, потом третье, появился неподдельный интерес — что за поэт такой? Относились к Есенину тогда прохладно, печатали его произведения редко, в библиотеках их практически не было, и познакомиться с биографией поэта было не так-то просто. Как раз 1955-й стал переломным в отношении советской власти к Есенину: робко отметили 60-летие со дня его рождения, выпустили 150-тысячным тиражом двухтомник (в Вязьму он попал в единственном экземпляре, только в библиотеку, и на руки эти зеленые книжки не выдавали)…
Пропалов не искусствовед, не филолог, не литератор. Всю свою жизнь Павел Никифорович проработал фрезеровщиком на Вяземском машиностроительном заводе. Тогда, в середине ХХ века, пораженный мощью и нежностью есенинских строк, он начал собирать газетные и журнальные статьи о поэте, искал и покупал у букинистов его книги, познакомился с библиофилами и филологами. Рвение, с которым он относился к своему увлечению, принесло свои плоды, и очень скоро Пропалов смог говорить с литературоведами на равных. И не только с ними: он хотел увлечь Есениным и других.

Выставка в чемодане

В 1974 году Пропалов устроил свою первую есенинскую выставку в Смоленске, в медицинском училище: сложил в чемодан свою коллекцию — и поехал. Конечно, рассчитывал рассказывать о великом русском лирике молодежи, но вслед за студентами на выставку потянулись учителя, преподаватели вузов, музейные работники… Потом таких вернисажей было множество, еще и сейчас в Смоленске можно найти людей, которые помнят, как поразил их вяземский коллекционер. Ведь экспозиция посвящена не только Есенину, но и его соратникам, среди которых великолепные имажинисты Рюрик Ивнев, Вадим Шершеневич, Анатолий Мариенгоф, Александр Кусиков, Иван Грузинов… Все они представлены в коллекции Пропалова — и своими теоретическими трактатами, и прижизненными авторскими изданиями, и в сборниках «Ордена имажинистов» и Ассоциации вольнодумцев, и в журнале «Гостиница для путешествующих в прекрасном». А потом Пропалов начал собирать материалы и о замечательных смолянах — Александре Твардовском (у него есть и его рукописи, и прижизненные издания, и автографы, и письма), Юрии Гагарине, об истории Вязьмы, о годах Великой Отечественной войны… И глядя на эту исключительную коллекцию, посетители нередко сетовали: что ж вы дома-то такие ценности держите, надо бы в музей отдать, чтобы все могли это увидеть…
— Сейчас я благодарю себя за то, что хватило ума не отдать все это, — говорит Павел Никифорович. — У меня есть вещи очень редкие — вот совсем недавно приобрел книжку, которую искал 40 лет. Ну, отдам я ее в библиотеку, и что? Уверен: через год-полтора ее там не будет — зачитают, залистают, вещь ветхая… Подарить краеведческому музею? Скажут: да зачем нам лишний хомут, у нас и места-то нет, но раз уж отдают — засунем в угол… Придут любопытные, попросят почитать, посмотреть, раз дареная — не жалко, берите. В общем, разбазарят. Вот когда я все это уяснил для себя, начал кумекать, как сделать так, чтобы и не скрывать свою коллекцию, и все в сохранности содержать. Так 6 апреля 1986 года и появился этот музей.

Не частное дело

Когда в коммуналке, где жил Пропалов с семьей, освободилась комната, местные власти отдали ему ее под музей Сергея Есенина. Созданием экспозиции Павел Никифорович занимался три года. Чем-то помогал завод, но в основном все пришлось делать самому. Это оказалось очень нелегко — настолько велика коллекция, образовавшаяся за долгие годы. В ней есть практически все прижизненные сборники стихов Сергея Есенина, более 600 изданий, увидевших свет после его смерти, 60 книг переводов есенинских стихов на языки народов мира. Пропалов хранит тысячи статей, посвященных поэту, его изображения на бумаге и холсте, в гипсе, мраморе, дереве и металле, компакт-диски… «Музей твой чудо. По количеству подлинных экспонатов, по широте охвата разных сторон эпохи Есенина — он первый и главный в России», — написал Пропалову в книге отзывов литературовед, создатель и бессменный руководитель Есенинской группы Института мировой литературы РАН, заслуженный деятель науки Российской Федерации Юрий Прокушев.
Пропалов не любит, когда его музей называют частным — не для себя, дескать, его создавал. Как бы то ни было, иначе не скажешь — хоть и приезжают к нему специалисты со всей России и из-за рубежа, и учителя порой приводят учеников, но существует есенинский музей исключительно стараниями совсем уже немолодого Петра Никифоровича. Было время, когда местные власти выделяли на его содержание какие-то деньги, но потом в бюджетной сфере установились жесткие правила и финансирование прекратилось. А нужно и за охрану платить, и за свет, и новые экспонаты покупать — и все это на пенсию чуть больше 10 тысяч рублей…

Жемчужина собрания

Гордость коллекции Павла Пропалова — есенинская «Радуница», первая книга стихов поэта, увидевшая свет в 1916 году в Петрограде тиражом 930 экземпляров, с автографом, адресованным Зое Бухаровой, поэтессе и литературному критику. Причем это — третий автограф Есенина на «Радунице». Получив в типографии сигнальные экземпляры, 29 января поэт впервые в жизни поставил автограф на собственной книге и послал ее в Спас-Клепики своему учителю Евгению Хитрову, а через два дня надписал еще две — Зое Бухаровой и Зинаиде Гиппиус.
— Если даже допустить такую дерзкую мысль, что все 930 экземпляров сохранились до наших дней и их можно раздать в разные города, все равно на всех не хватит — только каждый третий город получил бы «Радуницу» Есенина, — говорит Павел Никифорович. — Но это мечты! Войны, революции, почти 30-летнее забвение поэта уничтожили практически весь этот тираж. А ведь первое ценится больше всего!
Вот наш Гагарин пролетел всего 108 минут и навечно вошел в историю человечества, сейчас летают годами, а никто и не знает, кто там, в космосе… Так вот, я надеюсь, что наступит время, когда экскурсовод будет водить туристов по Вязьме, показывать памятники и скажет: в вяземском музее хранится самая первая книга великого русского лирика Сергея Есенина. И все встрепенутся и попросят отвести их в музей, чтобы они смогли увидеть ее. Когда наступит это время, не знаю…

В музее П. ПропаловаВ музее П. ПропаловаВ музее П. Пропалова
В музее П. ПропаловаВ музее П. ПропаловаВ музее П. Пропалова
В музее П. ПропаловаВ музее П. Пропалова

«Российская газета-Неделя» — Центральная Россия № 5748
04.04.2012
Фото и видео — Дмитрий Раичев

Social Like