Уважаемые друзья!
На Change.org создана петиция президенту РФ В.В. Путину
об открытии архивной информации о гибели С. Есенина
Призываем всех принять участие в этой акции и поставить свою подпись
ПЕТИЦИЯ
КОНЕНКОВ С.Т.
Сергей Тимофеевич Конёнков — выдающееся имя в истории русской и мировой художественной культуры. Весь двадцатый век отразился в его судьбе. Он был свидетелем и непосредственным участником многих событий, которые, естественно, оказали влияние на его творчество. За восемьдесят лет, отданных искусству, Конёнков стал автором множества великолепных произведений, познал горечь неудач, прошел путь сложных и противоречивых исканий.
В его воспоминаниях, написанных на склоне жизни, мысли о пережитых событиях, отношение к собственным работам разных лет. Они помогают глубже понять творчество скульптора, они интересны и как исторический и биографический материал. Конёнков часто пишет о современниках, причём не только о тех, с кем был вынужден общаться по долгу службы, а в основном о близких друзьях, о тех, кого он всегда был рад видеть в своей мастерской.
В молодости Конёнков общался с Л. Н. Толстым и В. И. Суриковым, К. А. Коровиным, В. И. Лениным, А. В. Луначарским, В. Э. Мейерхольдом. В Америке судьба свела его с земляками: композитором С. В. Рахманиновым, художником Н. В. Фешиным. В Италии он встречался с А. М. Горьким. Работал над портретами всемирно известных ученых С. Флекснера и Х. Ногуччи, авиатора Ч. Линдберга, дирижёра А. Тосканини. Его друзьями в разные годы были поэты С. Клычков и И. Рукавишников, художники М. Сарьян и П. Корин, музыканты Б. Сибор, Г. Ромашков, А. Микули, А. Гольденвейзер, учёные П. Капица и Л. Ландау, писатели Вс. Вишневский, М. Пришвин, Л. Леонов, кинорежиссёр А. Довженко. Но самыми дорогими людьми стали С. Есенин, П. Кончаловский, Ф. Шаляпин, А. Эйнштейн. Общение с ними оказалось чрезвычайно важным для Конёнкова. В свою очередь в памяти друзей он остался не только большим художником, но и яркой личностью. Они неоднократно упоминали о мастере в своих воспоминаниях. Интересно, что Есенин собирался издать книгу о «друге Серёженьке» и несколько раз принимался за работу. Можно лишь предполагать, насколько оригинальным был взгляд поэта на творчество Конёнкова, каким увлекательным могло стать это эссе. «Есенинский бюст я переводил в дерево без натуры, корректируя сделанный с натуры портрет по сильному впечатлению, жившему во мне с весны восемнадцатого года. Тогда на моей пресненской выставке Есенин читал стихи. Возбужденный, радостный. Волосы взъерошены, наморщен лоб, глаза распахнуты».
«Сергей Есенин». 1921 г. Дерево.
Рисунок С. Коненкова
Сергей Тимофеевич Коненков
В Рыбновском отделе культуры была суета. Предстояла встреча с прославленным скульптором Коненковым, ждали его с минуты на минуту. Он должен был подъехать к 10 утра. Проходит час, многие уже оставили надежду, что встретят его, и начали расходиться: мало ли что бывает в дороге. Я тоже вышел на улицу и встал на шоссе Рыбное-Константиново: авось, поймаю попутку на Константиново. Ждать пришлось недолго. Вижу, едет «Победа», я поднимаю руку, машина останавливается, я подхожу к машине, и тут, к моему удивлению, вижу... гостя, которого с таким нетерпением ожидали.
— Здравствуйте, Сергей Тимофеевич, — радостно творю я.
— Сережа, Сережа, тебя и тут знают, — сказала с удивлением его жена Маргарита.
— А как же! — сказал я, — его весь мир знает.
— Какая радость! — сказала Маргарита.
— Как тебя зовут-то? — обращается ко мне Сергей Тимофеевич.
— Анатолий.
— Анатолий, ты нам не подскажешь, где здесь райком?
— Тут недалеко, метров двести.
— Ну ты нам покажи.
— Я буду идти, а вы следуйте за мной.
Таким образом, мы подъехали к зданию райкома. Я с радостью объявляю, что гость наш, Сергей Тимофеевич, здесь. Была дана команда райкомовскому шоферу, чтобы он подал машину к подъезду, Я объяснил Сергею Тимофеевичу и его шоферу, что мы поедем впереди, а они за нами. И вот наш кортеж отравился в путь. Стояла туманная погода и была легкая изморозь. Райкомовскии шофер спешил. Проехали д. Сидоровку, и я оглядываюсь назад; успевают ли за нами гости Но их не было видно. Я сказал водителю, чтобы он остановился. Только через минуту они подъехали к нам. Я вышел из машины и спросил у шофера Сергея Тимофеевича: «Что у вас случилось, почему от нас отстали?» Жена скульптора ответила: «Мы от самой Москвы едем не спеша, сорок километров в час, любуясь пейзажами». Я теперь знал причину их отставания, и мы стали ехать с меньшей скоростью.
Вот и Константинове! Сергей Тимофеевич вышел из машины. Он был одет в серый плащ. Седые волосы спадали из-под шляпы на плечи. Он вежливо поздоровался со всеми, огляделся вокруг:
— Ну что же, показывайте мне Сережин дом.
Мы подошли к дому Сергея Есенина, красиво окруженному плетеной изгородью. Я открыл калитку. Сергей Тимофеевич подошел с женой ближе к дому, снял шляпу и, поясно поклонившись, сказал: «Здравствуй, Сережа!».
— Что-то непонятно, что это С. Есенин Как можно так изображать! Я видел своего друга наяву, я лепил его с натуры, я помню все его движения, все черточки его лица. При каждом слове лицо его изменялось: то радовалось, то грустило, то вдруг удивлялось. Казалось, он был олицетворением всей природы, которая постоянно изменяется, но остается сама собой.
— А это что? — показывая на скульптуру, сказал он.
Все молчали, не зная что сказать...
«Ну да ладно! Пойдемте, покажете мне сени», — сказал он примирительно.
Мы осторожно взяли его под руки и повели на крыльцо. Но так как крыльцо было не очень ровное, мы поддерживали его. Была пасмурная серая погода, поэтому в сенях горел свет. Но когда вошли в сени, свет почему-то погас. Сергей Тимофеевич сокрушался:
— Как же так, я хотел посмотреть сени Сережины, а тут темно. Зажгите же свет!
Смотрители дома засуетились: как же быть? Директор музея Владимир Исаевич Астахов нашел выход: он предложил Сергею Тимофеевичу пройти в горницу и посмотреть на лампу с зеленым абажуром, под которой любил писать свои стихи С. Есенин. «Пойдемте скорее в горницу», — Сергей Тимофеевич сразу же согласился.
Перед горницей его окружили журналисты, стали задавать вопросы.
— Скажите, пожалуйста, как Вы смотрите на современный мир и во что Вы верите? — спрашивает Сергея Тимофеевича один из них.
Все они, конечно, рассчитывали, что Сергей Тимофеевич расскажет им о светлом будущем, но он «шокировал» их своим ответом:
— Я верю в апостола Петра, у него ключи от рая и нам нужно веровать в Иисуса Христа, чтобы жить на земле достойно и обрести жизнь вечную... Молодежь должна знать это и стать разумнее в этом мире. Не веруя, мы можем лишиться всего дорогого и будущего.
Корреспонденты все замерли, воцарилась тишина, некоторые даже убрали микрофоны, чтобы не записывать эти слова.
— Что же вы молчите? — обратился он к корреспондентам, — чего вы испугались? — Ну, ладно, задавайте следующий вопрос.
Те ободрились и задали второй вопрос.
— Расскажите, пожалуйста, о вашем пребывании в Америке.
— Я могу рассказывать долго об этом, но скажу вам одно: насмотревшись в Америке на их уклад жизни, я сделал один вывод: на искусство там смотрят как на источник больших денег. Их не интересует, кто ты есть — писатель или художник, знаменитый ты или незнаменитый. Как Маяковский писал, это «город желтого дьявола». И когда Сережа собирался ехать в Америку со своей «Дуней» (так называла Дункан мать поэта), я ему говорил, что не следует делать этого, чтобы избежать всяких затруднений и огорчений, которые там можно встретить. Но молодость есть молодость.
— Теперь немножко о наших встречах с Сергеем Есениным, — продолжил рассказ Сергей Тимофеевич. — Встретились мы впервые с ним на моей выставке в Москве. Он читал там свои стихи, после чего я пригласил его к себе в мастерскую. С тех пор у нас началась теплая дружба. Он хорошо пел, а я хорошо играл на домре.
Вот Сергей Александрович однажды предложил мне:
— Бери свою домру и пошли со мной.
Я спрашиваю его:
— Что ты опять придумал?
— Так мы постоим на углу, недалеко от нашего дома. Ты, конечно, знаешь эту печальную песню о пьяном мужике и бедной бабе.
Пришли на место, встали, Сережа снимает шляпу и кладет около наших ног. Мы начинаем представление. Так как пели мы жалобно и красиво, к нам подходили люди, все с умилением слушали наши проникновенные песни. Послышался звон монет. Когда денег становилось прилично, Сергей поднимал шляпу и раздавал их ребятишкам. Все удивлялись и переглядывались друг с другом. Опустошив шляпу, Сергей осторожно опускал к ногам. Народ, видя это, спешил послушать «бессеребренных музыкантов».
— Помню, как в дождливый день кто-то к нам постучался, — вспоминает Сергей Тимофеевич. — Я попросил жену Маргариту открыть гостю дверь. Но прошло минут пять, а жена не возвращается. Выхожу, слышу, как дождь барабанит по крыше. Жена прислонясь к двери, что-то слушает. Я ей говорю:
— Кто к нам пришел?
Она отвечает:
— Не знаю, вот доскажет до конца, тогда и узнаем.
Оказывается, постучал Сергей Есенин. Маргарита спросила его:
— Кто ты есть?
— Сергей Есенин.
— Если ты Сергей Есенин, то прочти мне «Анну Снегину».
— А что же ты не открываешь, ведь идет дождь? — говорю я ей.
И сама ждет, когда он прочтет эту поэму. Я быстро открыл дверь и впустил промокшего гостя.
— Ты уж извини нас, — сказал я Сергею. — Видно, Маргарите дороже твоя поэма, чем ты сам.
Я пожурил Маргариту за такое отношение к поэту Сергею Есенину. Она улыбнулась:
— Сейчас мы все исправим...
Быстренько накрыв стол, Маргарита подала горячего чаю и кое-что другое, чтобы согреть Сергея Александровича
ЖУТАЕВ А. П. Константиновские встречи: Воспоминания. Дневник художника. Рассказы. Сказки.
Рыбное, 2008.
Комментарии, не имеющие прямого отношения к теме статьи, содержащие оскорбительные слова, ненормативную лексику или малейший намек на разжигание социальной, религиозной или национальной розни, а также просто бессмысленные, ПУБЛИКОВАТЬСЯ НЕ БУДУТ.