Поиск по сайту

Наша кнопка

Счетчик посещений

58848067
Сегодня
Вчера
На этой неделе
На прошлой неделе
В этом месяце
В прошлом месяце
41137
39415
171034
56530344
901889
1020655

Сегодня: Март 28, 2024




Уважаемые друзья!
На Change.org создана петиция президенту РФ В.В. Путину
об открытии архивной информации о гибели С. Есенина

Призываем всех принять участие в этой акции и поставить свою подпись
ПЕТИЦИЯ

БИЧУКОВ А.А.

PostDateIcon 29.11.2005 21:00  |  Печать
Рейтинг:   / 1
ПлохоОтлично 
Просмотров: 10833

Бичуков А.А.БИЧУКОВ Анатолий Андреевич
Действительный член Российской академии художеств, Народный художник России. Родился 24 мая 1934 года в городе Донецке.

Анатолия Андреевича Бичукова по праву можно назвать одним из ведущих скульпторов современной России. Он начал свой творческий путь в конце 1950-х годов, в тот период, когда русская классическая традиция стала восприниматься его поколением особенно остро, преломляясь через героическое начало недавнего военного прошлого. Художник вошел в искусство со своей пластической темой, чувством большой монументальной формы, широтой эстетического восприятия. Его яркое искусство запоминается мужественными образами видных государственных и политических деятелей, портретами выдающихся военачальников, и в то же время для него характерны тонкие лиричные портреты и памятники русским поэтам, выразительные возвышенно-патетические скорбные мемориалы.

Еще в Донецком училище он овладевает настоящей школой академического рисунка и академической и декоративной скульптуры под руководством своих учителей - В.И. Пухальского, выпускника Петербургской Императорской академии художеств и Т.Тодорова, окончившего Парижскую академию художеств, учится у них видеть масштаб большой формы. Этому способствовала и институтская суриковская школа - мастерская М.Г. Манизера и его молодого тогда ассистента Л.Е.Кербеля, а также творчество Н.В. Томского - выдающихся советских скульпторов, которые прививали своим ученикам умение мыслить монументальными образами, придавать масштаб, свободу и размах любой пластической системе. Пластические характеристики неизбежно проецировались на реальную жизнь - отсюда интерес к значительным людям и событиям, острое ощущение времени, требовательность к мастерству.
Бичуков А.А. Особенности жанра объясняют тяготение к портрету, мемориальному жанру, к уместной и емкой аллегории. И в то же время педагоги института разносторонне развивали творческое начало и индивидуальные способности каждого студента. Уже на 2 курсе Анатолий Бичуков становится лауреатом закрытого скульптурного конкурса, возглавляемого Кибальниковым, за настольную скульптуру-бюст С. Есенина, которую рекомендовали для тиражирования на Мытищенском заводе художественного литья. Уже в этом строгом сосредоточенном образе было видно, что ученический период с неопределенностью художественных целей прошел. "Есенин" привлек внимание жюри своей зрелостью и высоким профессионализмом, индивидуальной манерой лепки.

В свой ранний (1960-е - нач.1970-х гг.) период Бичуков работает в самых различных материалах: алюминии, кованой меди, гипсе; на III республиканскую выставку "Советская Россия" в 1967 году он выставляет мраморную полуфигуру С. Есенина.

Творчество Бичукова многогранно, он мастер и большой многофигурной сложной композиции, и небольших камерных скульптур, скорее относящихся к жанру мелкой пластики. Шедевром можно считать камерную бронзовую композицию "А. Блок и С. Есенин". (1980). Трудность задачи скульптора заключалась в том, что нужно было сопоставить двух совершенно разных поэтов и найти между ними психологическую связь. Ведь, как известно, Блок одним из первых открыл талант Есенина, первым услышал "песни души" рязанского поэта, а главное, ввел в большую литературу. Их пути в искусстве вскоре разошлись, но тонкая внутренняя связь, нерасторжимое единство поэтического пространства остались, и передать их была самая главная задача скульптора. Спустившийся чуть ниже на ступеньку Есенин изображен не как носитель патриархальной "святой Руси", хрестоматийный "златокудрый Лель", а как живой сложный человек, чем-то обеспокоенный, возможно, утомленный травлей - такая трактовка делает его традиционно легкий образ трагичным и на удивление монументальным. Блок же, напротив, несколько идеализирован, изящно-романтичен, но за этой легкостью проглядывается тревога.

Бичуков А.А. Самое заметное и выделяющееся направление в творчестве А. Бичукова - продолжение излюбленной "есенианы" (этой теме скульптор посвятил более 30 работ: этюдов, эскизов, портретов, фигур, композиций, моделей памятников, установленных в с. Константиново, Туле) и создание больших мемориальных комплексов. Причем развитие есенинской темы было доведено в 1995 году до кульминации - установления памятнику великому поэту в центре Москвы после победы в сложнейшем конкурсе. Но до этого еще была одна творческая удача - установление на Ваганьковском кладбище в 1986 году мемориального есенинского памятника, в котором особенно восхищает виртуозная работа скульптора с материалом, с планами, глубиной, решением деталей. В мраморной глыбе камня буквально вырезана круглая скульптура, хотя это можно назвать и горельефом. Этот остраненно-красивый, как будто лишенный внутреннего конфликта образ как никакой другой говорит о внутреннем напряжении поэта, подчеркивает боль утраты.

"Я долго рос до моего Есенина, - говорит скульптор, - мне хотелось найти нетрадиционную композицию, которая бы выразила и грани его лирического дарования, и мятущуюся душу, и накал философских размышлений". Есенин стоит на наклонной плоскости, как бы соскальзывая, что придает композиции некую зыбкость, подчеркивающую противоречивость и двойственность образа, что создает для скульптора определенную сложность. Но, несмотря на это, фигура устойчива, а венок-деревце, закручивающийся сзади спиралью, придает композиции динамичность и выразительность. Поистине, как сказал Г.В. Свиридов, высоко оценивший этот памятник, этот образ передает характер как специфической русской "крестьянской" поэзии, так и утонченность "серебряного века".
<p" align="center">
25 октября 2006 года в Воронеже был торжественно открыт памятник Сергею Есенину работы Анатолия Бичукова.


«Сергей Есенин», мрамор, 1976 г.
«Сергей Есенин», мрамор, 1976 г.

«А. Блок и С. Есенин», бронза, 1980 г.
«А. Блок и С. Есенин», бронза, 1980 г.

Надгробие на могиле С.А. Есенина (Москва, Ваганьковское кладбище)
Надгробие на могиле С.А. Есенина
(Москва, Ваганьковское кладбище)
Мрамор, 1986 г.

Tverskoj 3
Памятник С. Есенину. Москва, Тверской бульвар. Бронза, 1995 г.

Памятник С. Есенину. г. Воронеж.
Памятник С. Есенину. г. Воронеж. Бронза, 2006 г.

Konstantinovo 7
Памятник С. Есенину. с. Константиново. Бронза, 2007 г.

 

Добавить комментарий

Комментарии проходят предварительную модерацию и появляются на сайте не моментально, а некоторое время спустя. Поэтому не отправляйте, пожалуйста, комментарии несколько раз подряд.
Комментарии, не имеющие прямого отношения к теме статьи, содержащие оскорбительные слова, ненормативную лексику или малейший намек на разжигание социальной, религиозной или национальной розни, а также просто бессмысленные, ПУБЛИКОВАТЬСЯ НЕ БУДУТ.


Защитный код
Обновить

Новые материалы

Яндекс цитирования
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика