Поиск по сайту

Наша кнопка

Счетчик посещений

60250161
Сегодня
Вчера
На этой неделе
На прошлой неделе
В этом месяце
В прошлом месяце
77533
107754
185287
57419699
1249267
1054716

Сегодня: Апр 16, 2024




Уважаемые друзья!
На Change.org создана петиция президенту РФ В.В. Путину
об открытии архивной информации о гибели С. Есенина

Призываем всех принять участие в этой акции и поставить свою подпись
ПЕТИЦИЯ

Директор Государственного музея-заповедника С.А. Есенина Борис Иогансон рассказал о работе музея

PostDateIcon 11.11.2016 16:36  |  Печать
Рейтинг:   / 1
ПлохоОтлично 
Просмотров: 3120

Борис Иогансон: «Есенин созвучен современному миру»

В Константинове завершился активный туристический сезон. О самых важных событиях последних месяцев нашему корреспонденту рассказал директор Государственного музея-заповедника С.А. Есенина Борис Иогансон:

Ioganson 04Р.В. — Борис Игоревич, какие проекты удалось реализовать в музее в рамках Года российского кино?

Б.И. — В течение творческого проекта «Музыкальное лето в Константинове» на многих концертах звучали полюбившиеся публике песни и мелодии из отечественных кинофильмов. На дне рождения музея с авторской программой выступил народный артист России Александр Михайлов, сыгравший в телесериале «Есенин». Дважды, в мае и в августе, в Константинове побывал народный артист России Сергей Никоненко — первый исполнитель роли Сергея Есенина в кино. Фильм «Пой песню, поэт…», в котором он сыграл, дал название Всероссийскому есенинскому празднику поэзии. Главным событием праздника стало выступление заслуженного артиста России Евгения Дятлова — самого популярного поющего киноактера страны, также снимавшегося в сериале «Есенин».

Летом состоялась выставка живописи Александра Добрягина, одного из художников-постановщиков ленты «Золотая голова на плахе», где в числе экспонатов были материалы со съемок этого фильма. З ноября, во время Ночи искусств, мы показывали документально-игровой фильм «Сергей Есенин» (1965 г.), художественные «Пой песню, поэт…» (1971 г.) и «Золотая голова на плахе» (2004).

Истории создания этих и других фильмов о поэте была посвящена выставка «Кино — это поэзия, или Сергей Есенин и кинематограф», работавшая с начала сентября до конца октября. На ней были представлены предметы из фондов Государственного центрального музея кино (Москва), нашего музея и частных коллекций. Многие уникальные вещи демонстрировались впервые, как и небольшие видеоинтервью актеров, записанные музейными сотрудниками специально для проекта.

Р.В. — Еще один важный выставочный проект этого года — международный, первая выставка в Азербайджане

Б.И. — Мы давно контактируем с азербайджанскими коллегами, они принимают участие в научных есенинских конференциях. Идея выставки возникла в прошлом году во время видеомоста с Баку, в котором принимали участие представители Россотрудничества в Азербайджане, филологи, музейные, библиотечные работники. Мы выступили с инициативой проведения в Баку выставки из фондового собрания и получили поддержку от посольства России в Азербайджане.

На выставке, открывшейся в октябре в зале Россотрудничества, представлены прижизненные издания С.А. Есенина, предметы быта села Константинова, рукописи, фотографии, книги, графика. Открытие прошло на очень высоком уровне, во всех выступлениях подчеркивался огромный интерес к русской культуре, к личности Сергея Есенина. Ведь поэт несколько раз приезжал в Баку и в общей сложности провел там около двух месяцев.

В пригороде азербайджанской столицы, поселке Мардакяны, есть небольшой музей Есенина. Наша делегация, которую возглавлял министр культуры и туризма Рязанской области Виталий Попов, приняла участие в церемонии его открытия после реконструкции. Планируется, что выставка через несколько недель переедет из зала Россотрудничества в Мардакяны, где будет работать до конца года. Во время поездки мы решили с помощью азербайджанских коллег обновить литературную экспозицию в Константинове и подробнее рассказать об одном из самых плодотворных творческих периодов Сергея Есенина — бакинском.

Продолжая тему выездных выставок, хочу сказать, что их география самая широкая. В этом году выставки из наших фондов работали в Сибири (Новокузнецке Кемеровской области), в Ярославле, в Луховицах (Московская область). В следующем году откроется выставка в Спасском-Лутовинове (Орловская область), также планируются выставки в Ростове-на-Дону, Майкопе (Адыгея) и Плесе (Ивановская область).

Р.В. — В середине октября завершился традиционный музейный проект «Есенинские дни»

Б.И. — Эти полтора месяца были насыщены яркими событиями. Одно из первых — 16-й фестиваль современного изобразительного искусства «Мой край, задумчивый и нежный…» Насколько мне известно, это единственный художественный фестиваль-долгожитель в Центральном федеральном округе. И формат его не имеет аналогов: помимо графических и живописных работ, декоративных росписей, участники создают под открытым небом инсталляции на есенинскую тему.

В состав жюри входят замечательные профессионалы, такие как председатель регионального отделения Союза художников России, заслуженный художник России Алексей Анисимов и директор Рязанского художественного училища, заслуженный работник культуры России Василий Колдин. Фестиваль пользуется большой популярностью и собирает ежегодно более 250 участников. Но нас огорчает, что не все школы искусств Рязани и области приезжают в Константиново, некоторые отказываются от участия, ссылаясь на отсутствие средств на поездку.

Три наших фестиваля пока не имеют столь длинной истории: поэтический «По-осеннему шепчут листья…» состоялся в шестой раз, театральный «Тот образ во мне не угас…» и музыкальный «Откроем томик Есенина…» — во второй раз. Но они тоже получили признание: к нам приезжают коллективы и исполнители из Москвы, Санкт-Петербурга, многих регионов центральной России. Отмечу, что во всех фестивалях и в других многочисленных музейных мероприятиях принимают участие люди с ограниченными возможностями.

По традиции, во время «Есенинских дней» и «Музыкального лета» в Константинове выступал Рязанский академический русский народный хор, отметивший в октябре свое 70-летие. Постоянными участниками этих проектов являются и такие известные коллективы, как «Feelin’s» и «Мама Jazz». Второй год вместе с «Feelin’s» на Всероссийский есенинский праздник поэзии приезжал итальянский вокалист Борис Саволделли, исполняющий песни на стихи Сергея Есенина.

Интерес к личности и творчеству Есенина в мире велик. Я бы, как директор музея, сказал парадоксальное: Есенин — не «музейная» фигура, он созвучен современности на мировом уровне. Сейчас с Россотрудничеством прорабатываются выставочные проекты в Европе. Среди победителей музейной интернет-викторины «Чую радуницу Божью…» — граждане Болгарии и Беларуси, среди участников — представители еще нескольких стран. На Международную научную конференцию «Есенин в литературе и культуре народов России и зарубежья» в Константиново приехали делегация Института иностранных языков Уханьского университета Китайской Народной Республики, гости из Австралии и Беларуси. Мы очень рады новым международным контактам.

Р.В. — На конференции состоялась презентация новых музейных изданий…

Б.И. — Да, были представлены очередной номер «Есенинского вестника» с материалами прошедшей в июле Всероссийской природоохранной конференции, сборник юбилейного научного симпозиума и второй том каталога фондовых коллекций — «Мемории». Сейчас готовится третий том, «Фотографии», постараемся включить его в издательский план на следующий год.

Большой интерес участников конференции вызвала выставка редких изданий произведений поэта из коллекции, подаренной английским русистом Гордоном Маквеем. Напомню, ценнейший архив, в который входят прижизненные издания Есенина, его письма, афиши выступлений, телеграммы Айседоры Дункан и другие раритеты, поступил к нам летом. Идет большая, кропотливая работа по описанию, внесению в государственный каталог каждого экспоната. Самое активное участие в ней принимает профессор Рязанского государственного университета имени Есенина, доктор филологических наук Ольга Воронова. Сейчас часть ценных изданий, подаренных Гордоном Маквеем, представлена на выставке «Зарубежная есениниана», которая работает в выставочном зале по 16 ноября.

Р.В. — Борис Игоревич, какова сейчас ситуация с сохранением «есенинских пейзажей», с охранными зонами?

Б.И. — Мы на практике доказываем свое желание восстанавливать исторический ландшафт на родине поэта: согласно программе развития музея-заповедника освобождаем территорию усадьбы Лидии Кашиной от диссонирующих объектов. В этом году завершился перевод фондовых коллекций в новое здание, построенное во въездной зоне. И нам очень приятно делиться опытом по проектированию, оснащению и использованию фондохранилища с приезжающими коллегами из других музеев.

После окончания активного туристического сезона, во второй половине октября, было снесено старое, 1960-х годов, двухэтажное здание фондохранилища и администрации на усадьбе Лидии Кашиной, находившееся в аварийном состоянии. На этом месте в будущем будет реконструирована историческая постройка — каретный двор, где планируется разместить обновленную литературную экспозицию. Новая экспозиция будет не только освещать жизнь и творчество Сергея Есенина во времени и пространстве, но и расскажет о литературной жизни страны 10-20-х годов прошлого века.

В музее-заповеднике ведется большая работа по охране культурного и природного наследия, в том числе мониторинг ситуации с застройкой в охранных зонах. С этой целью наши сотрудники ежемесячно посещают десятки населенных пунктов на самой большой в стране территории достопримечательного места. Проблема незаконного строительства пока остается, но мы помогаем контролировать процесс в сегодняшнем правовом поле. Важно создать оптимальные регламентирующие нормы, учитывающие и существование охранных зон, и хозяйственное развитие территории, на которой живут и трудятся тысячи людей.

Ежегодно в Константинове проходит природоохранная конференция, на которой с докладами выступают представители российских музеев и природных заповедников. Проблема сохранения наследия, к сожалению, актуальна для всей страны. Президент России Владимир Путин недавно на форуме ОНФ пообещал сделать все возможное, чтобы предложения по сохранению культурного наследия были реализованы. Я действительно верю, что наша огромная работа важна для общества и сейчас, и для будущих поколений.

Елена Коренева
«Рязанские ведомости» № 208 (5249) от 09 ноября 2016

Добавить комментарий

Комментарии проходят предварительную модерацию и появляются на сайте не моментально, а некоторое время спустя. Поэтому не отправляйте, пожалуйста, комментарии несколько раз подряд.
Комментарии, не имеющие прямого отношения к теме статьи, содержащие оскорбительные слова, ненормативную лексику или малейший намек на разжигание социальной, религиозной или национальной розни, а также просто бессмысленные, ПУБЛИКОВАТЬСЯ НЕ БУДУТ.


Защитный код
Обновить

Новые материалы

Яндекс цитирования
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика