Поиск по сайту

Наша кнопка

Счетчик посещений

24823637
Сегодня
Вчера
На этой неделе
На прошлой неделе
В этом месяце
В прошлом месяце
15031
19443
91868
22582799
426081
646231

Сегодня: Окт 20, 2017




КОЙНОВА Е. Светлый человек. Памяти Сергея Ивановича Зинина

PostDateIcon 04.12.2016 14:33  |  Печать
Рейтинг:   / 4
ПлохоОтлично 
Просмотров: 848

Светлый человек
Памяти Сергея Ивановича Зинина
(5.12.1935-3.04.2013)

В последние годы есениноведение понесло невосполнимые утраты. Одной из самых больших потерь в есениноведении русского Зарубежья стала кончина после неизлечимой болезни российско-узбекского исследователя, педагога, культурного и политического деятеля Сергея Ивановича Зинина.

С Сергеем Ивановичем мы познакомились в селе Константиново на есенинской конференции в 2005 году. Узнав, что я приехала с родины Александра Ширяевца, он дал мне свою визитку, и вскоре мы, преодолевая границы и расстояния, вступили в переписку. Мне было очень интересно узнавать о жизни Узбекистана, где в детстве и юности довелось прожить несколько лет. Сергей Иванович всегда хотел быть в курсе того, что происходило в России. Наше тёплое дружеское общение продолжалось буквально до самых последних дней его жизни.

Из этой переписки, из наших нечастых, но всегда интересных и плодотворных встреч на есенинских конференциях, постепенно за внешней простотой и скромностью в С.И. Зинине для меня открылся очень глубокий и интересный человек. В беседе меня часто поражал его поистине государственный, аналитический склад ума, и лишь позже я узнала о тех высоких должностях, которые занимал Сергей Иванович в Узбекистане.

Он был настоящий филолог по призванию, по-настоящему любил слово, книгу, с удовольствием работал в архивах и библиотеках. При этом он всегда стремился к практическому воплощению своих изысканий, проводя поистине огромную, а иногда просто уникальную работу по сохранению и популяризации русской культуры в Узбекистане.

«Высокий профессионализм, энциклопедические знания, широта мышления, трудолюбие, глубокая порядочность и чистота помыслов — все эти качества, отличавшие Сергея Ивановича Зинина, сделали его бесспорным лидером русскоязычной диаспоры Узбекистана, а его заслуги, не оставшиеся незамеченными со стороны государства и общественности, позволили ему стать членом парламента нашей страны, получить заслуженные государственные награды», — так оценивается его роль в некрологе Русского культурного центра Узбекистана.

Всю свою сознательную жизнь Сергей Иванович Зинин провёл на узбекской земле. Он родился 5 декабря 1935 года в городе Чирчик Ташкентской области. Рано лишившись родителей, воспитывался у деда, Алексея Ефремовича Беркова. После службы в армии в 1957 году поступил на филологический факультет Ташкентского университета, который окончил с отличием и был зачислен преподавателем кафедры русского языкознания. В 1970 году защитил кандидатскую диссертацию по русскому языкознанию, получил звание доцента. Весомы заслуги С.И. Зинина как учёного и преподавателя. Многие годы он отдал преподаванию в Ташкентском госуниверситете, где воспитал сотни прекрасных специалистов, среди которых немало научных сотрудников. Сергей Иванович читал лекции по русскому и общему языкознанию, возглавлял кафедру истории и диалектологии русского языка, межфакультетскую кафедру русского языка. Его перу принадлежат несколько учебных пособий по русскому языку для вузов и школ республики, опубликовано более ста научных статей по общему и русскому языкознанию, ономастике и библиографии. В числе лучших ученых Узбекистана он дважды выезжал за рубеж, где преподавал русский язык в Айншамском университете (Египет) и Университете Тенрико (Япония). С 1986 по 1990 годы Зинин занимал должность заведующего отделом русского языка Института языка и литературы Академии наук Узбекистана. Являясь депутатом парламента республики, он стал соавтором первого закона о государственном языке. Заботясь о распространении хорошей литературы, он стал одним из основателей Общества книголюбов Узбекистана «Китобхон».

Особую роль в жизни С. И. Зинина сыграла есенинская тема. Еще в студенческие годы он увлекся творчеством С.А. Есенина и на протяжении всей жизни собрал сотни изданий произведений русского поэта на русском и иностранных языках, монографий, журнальных и газетных публикаций. В свою библиотеку С.И. Зинин приобрел 23 прижизненных издания произведений С. Есенина, а также поэтические сборники и журналы, в которых публиковались стихи поэта до 1926 года. Особую известность получила коллекция экслибрисов есенинской тематики, которая неоднократно демонстрировалась в Ташкенте на персональных и коллективных выставках, посвященных поэту.

С.И. Зинин стал одним из инициаторов создания и непосредственно учредителем музея С. Есенина в Ташкенте. Значительную часть своей есенинианы, в том числе прижизненные издания и все экслибрисы, он безвозмездно передал в Музей Сергея Есенина в Ташкенте, где они явились важной частью стационарной экспозиции музея.

Долгие годы в Узбекистане исследовалась тема, связанная с поездкой Сергея Есенина в Ташкент и Самарканд в мае 1921 года, а также влияние есенинских поэтических традиций на творчество современных узбекских поэтов. В 1981 году доктор филологических наук П.И. Тартаковский издал книгу «Свет вечерний шафранного края…» о поездке Есенина в Среднюю Азию, в которой доказал, что истоки знаменитых «Персидских мотивов» Есенина восходят к его первым впечатлениям о восточной культуре, с которой поэт непосредственно столкнулся во время своего путешествия в Туркестан. С.И. Зинин продолжил поиски новых материалов и в 2003 году подготовил к печати монографию «Поездка Сергея Есенина в Туркестан» — на сегодняшний день наиболее полное исследование этой темы.

Результатом многолетних исследований С.И. Зинина стало составление им наиболее полной библиографии «Узбекистанская есениниана», в которой указаны сотни малоизвестных публикаций о Есенине в республиканской и местной печати. В рукописном личном фонде С.И. Зинина было собрано более трёх тысяч поэтических произведений, посвященных Есенину. В этом своеобразном «Поэтическом венке Есенину» значительную часть составили более ста стихотворений, написанных профессиональными и самодеятельными поэтами Узбекистана.

На протяжении многих лет вплоть до последних дней жизни Сергей Иванович работал над темой «Сергей Есенин и его окружение», в которой он предполагал в форме биобиблиографических словарных статей дать сведения обо всех лицах, которые прямо или опосредовано были связаны с жизнью и творчеством великого русского поэта вплоть до 1940 года.

С 1992 года по инициативе и под непосредственным руководством С.И. Зинина на базе Музея Есенина в Ташкенте проводились научно-практические конференции «Есенинские чтения», издавались специальные выпуски «Мир Есенина». Девять выпусков «Мира Есенина» вышло в газетном варианте, а с 2000 года он стал издаваться как информационный бюллетень Русского культурного центра и ташкентского отделения Международного есенинского общества «Радуница» в форме брошюр ежегодно. В выпусках «Мира Есенина» были опубликованы редкие материалы о Есенине и его окружении, статьи российских и узбекских исследователей и журналистов. К сожалению, тиражи информационных бюллетеней «Мир Есенина» были невелики, что ограничивало круг их читателей, и его было трудно распространять за пределами Узбекистана. Одним из первых есениноведов, с помощью сына Ивана, Сергей Иванович создал специальный сайт «Мир Есенина», где были размещены все выпуски бюллетеней «Мир Есенина», материалы из его библиотеки и коллекции, опубликованы авторские книги. «Это позволит расширить границы общения есенинолюбов, оживит их творческое и деловое сотрудничество, даст возможность им поделиться вновь найденными или имеющимися материалами о жизни и творчестве любимого русского поэта, каким, бесспорно, в наше время является Сергей Александрович Есенин», — справедливо полагал С. И. Зинин. И не ошибся: по статистическим данным на сегодняшний день сайт «Мир Есенина» — один из самых востребованных есенинских сайтов.

Трудно переоценить вклад Сергея Зинина в культуру Узбекистана. Везде, где бы ни трудился С.И. Зинин, его деятельность была направлена на сохранение в Узбекистане русского культурного наследия, русского языка как залога будущей связи с Россией. Чего стоит, например, в самые сложные годы безвременья и растерянности, потери ориентиров и гонения на прежние духовные ценности после распада Советского Союза, создание в независимом Узбекистане Русских культурных центров (РКЦ) и организация их работы. Сергею Ивановичу довелось создать практически «с нуля» и с 1994 по 2002 годы возглавлять Русский культурный центр Узбекистана, быть его первым председателем. Он лично участвовал в создании филиалов РКЦ в областях Узбекистана — местах компактного проживания русскоязычного населения, где эти центры стали подчас единственной духовной опорой для русскоязычного населения, мостиком, соединявшим их с неожиданно оказавшейся Зарубежьем Россией. По инициативе Русского культурного центра, руководимого С. И. Зининым, в Узбекистане стали систематически проводиться Дни славянской письменности и культуры, рождественские и пасхальные праздники, фестивали классической и народной музыки, поэтические вечера и встречи с интересными людьми. В республике при поддержке РКЦ и личном участии Сергея Ивановича постоянно отмечались юбилейные даты выдающихся представителей русской истории, культуры, музыки, литературы и искусства — А.С. Пушкина, С. Есенина, А. Ширяевца, А. Ахматовой и др.

С.И. Зинин многое сделал для укрепления в Узбекистане позиций Русской православной церкви, как оплота русской культуры, истории и духовности. Он плодотворно сотрудничал с Митрополитом Ташкентским и Среднеазиатским Владимиром. Незабываемый след в истории российско-узбекских отношений оставила теплая встреча С.И. Зинина с Патриархом Алексием II во время празднования 125-летия православной епархии в Средней Азии. 12 ноября 1996 года Святейший Патриарх встречался с представителями Русского культурного центра Республики Узбекистан, который возглавлял С.И. Зинин. Приветствуя Его Святейшество, С.И. Зинин сказал: «Сбылась наша мечта — услышать напутствие из Ваших уст. В основе определения русского этноса православная цивилизация является краеугольным камнем. Русская культурная общественность должна найти наиболее удобные возможности для сотрудничества с Церковью». В благословение Русскому культурному центру Святейший Патриарх даровал Владимирскую икону Матери Божией, по его слову, «как видимый знак того, что нужно возвращаться к вере, к духовным ценностям, которыми жил русский народ в своей истории».

Где бы не находился Сергей Иванович Зинин, он, пожалуй, как никто другой в наши дни, старался выполнить возложенную на него миссию объединения двух народов — России и Узбекистана на почве общей истории и культуры. Многим тольяттинцам он запомнился во время своего приезда на презентацию книги Александра Ширяевца «Песни волжского соловья», организованную Домом учёных Тольяттинского госуниверситета в апреле 2008 года. Его глубочайшая эрудиция, скромность, настоящая интеллигентность, человеческое обаяние и достоинство вызывали к нему уважение у любой аудитории — журналистов, людей науки или юных студентов.

Лично я была особенно рада тому, что в эти дни осуществилась заветная мечта Сергея Ивановича, много лет посвятившего изучению творчества Александра Ширяевца, побывать на родине волжского поэта в селе Ширяево, посетить его Дом-музей. Помню, каким неподдельным восторгом светились глаза Сергея Ивановича, увидевшего волжский простор и необыкновенную красоту села Ширяева. С особым вниманием он рассматривал материалы о ташкентской возлюбленной Александра Ширяевца Маргарите Костёловой, с которой С. Зинину довелось быть лично знакомым. Некоторое время спустя он написал: «Для меня поездка была незабываемой, а от презентации книги, которую я теперь подарю и в библиотеку Алишера Навои, нет слов для восхищения, за что я тебе сердечно благодарен!». Было очень приятно, что такая дальняя и непростая поездка доставила ему настоящую радость и, как выяснилось в дальнейшем, принесла и весомый практический результат. Вскоре Сергей Иванович сообщил, что начал работу над биографической книгой об Александре Ширяевце, которой так не хватало для изучения и популяризации незаслуженно забытого поэта.

С.И. Зинин был блестящим знатоком жизни и творчества Александра Ширяевца, особенно туркестанского периода. Итогом многолетней работы, изысканий в ташкентских и московских архивах стала его книга «Александр Ширяевец — поэт российский и туркестанский», которая, к огромному сожалению, была издана в Ташкенте уже после его кончины. Он планировал сделать сайт об Александре Ширяевце и продумывал его структуру и наполнение.

В последние годы жизни С.И. Зинин в Узбекистане и Москве выпустил серию книг о С. Есенине и его окружении: «Поездка Есенина в Туркестан», «Софья Толстая — жена С. Есенина», «Биография Т.С. Есениной», «Неизвестный Есенин: В плену у Бениславской», подготовил к изданию рукописи нескольких книг и статей.

Сергей Иванович, несмотря на внешнюю сдержанность, был удивительно светлым и доброжелательным человеком. Как немногие, он умел радоваться успехам своих коллег, всегда стремился откликнуться на выход их книг обстоятельными рецензиями, был искренне благодарен за присланные в его ташкентские бюллетени материалы. За все годы нашего общения я никогда не слышала от него слов осуждения или упрека, в чей бы то ни было адрес. Даже если кто-либо несправедливо поступал по отношению к нему, он не пускался в объяснения и пререкания, внутренне переживая, всегда стремился найти объяснение этому поступку.

В 2011 году С.И. Зинин переехал в Подмосковье, чтобы находиться рядом с сыном, так как годы и проблемы со здоровьем начали давать о себе знать. Так же, как Александр Ширяевец, он мечтал о том, что в России он вольётся в круг единомышленников-есенинцев, будет работать в архивах и библиотеках над новыми исследованиями. Однако, буквально сразу же у Сергея Ивановича обнаружилось неизлечимое заболевание. До самого конца он без малейших жалоб принимал тяжелейшее лечение, очень мужественно сражался с неизлечимым недугом, оставался настоящим мужчиной. Буквально до последних дней он продолжал работать и строил новые планы. Отрезанный болезнью от живого общения, Сергей Иванович всегда живо интересовался тем, что происходило в есениноведении, очень радовался присланным мною фотоотчётам об открытии памятника А. Ширяевцу, есенинской конференции, где он очень хотел, но не мог побывать… С.И. Зинин планировал обязательно поехать в Ташкент, чтобы осуществить там новый выпуск «Мира Есенина», который прекратил без него своё существование, искал пути для того, чтобы поддержать ташкентских есениноведов. Однако этой мечте не суждено было осуществиться.

На смерть Сергея Ивановича Зинина откликнулись все крупнейшие издания Узбекистана. В одном из некрологов, вышедших в Ташкенте, Сергей Иванович Зинин был назван «аксакалом русской общины Узбекистана». Как известно, так у тюркских народов в Средней Азии так называется глава рода, старейшина, самый почтенный человек. Это очень точное определение по отношению к той роли, которую играл С.И. Зинин в жизни русской диаспоры Узбекистана. В некрологе агентства ЦентрАзия, размещенном среди самых важных событий, отмечается, что имя С.И. Зинина сегодня стоит в одном ряду с корифеями русской общины Узбекистана — Игорем Савицким, Александром Волковым, Алексеем Грековым, святителем Лукой, Николаем Остроумовым, Николаем Малицким, Владимиром Вяткиным, великим князем Николаем Романовым.

Эту объединяющую Россию и Узбекистан миссию он продолжает выполнять и после своей кончины. По завещанию, прах Сергея Ивановича был захоронен 3 мая 2013 года в Ташкенте на старинном русском Боткинском кладбище рядом с отцом. Там же упокоились многие из тех, с кем был знаком и о ком писал он в своих статьях и книгах — дочь поэта Татьяна Сергеевна Есенина, невеста А. Ширяевца Маргарита Костёлова и многие другие русские люди, жизнь которых оказалась неразрывно связана с Узбекистаном…

Проводить Сергея Ивановича Зинина, теперь уже навсегда вернувшегося из России в тёплую ташкентскую землю, несмотря на отсутствие официальных объявлений, пришло очень много людей. Могила Сергея Ивановича буквально утонула в живых цветах. Пришедшие проститься вспоминали о С.И. Зинине как о человеке скромном, бессребренике, не искавшем легких путей. В сообщении агентства ЦентрАзия говорилось о С. Зинине: «Всю свою жизнь он отдал людям, служению долгу. Это был настоящий русский человек, которым могут гордиться Россия и Узбекистан. Уезжая, он обещал непременно вернуться. И слово свое сдержал». К этому трудно что-нибудь добавить…

14 мая 2013 года, совпавшего с сороковым днём кончины, в Национальной библиотеке Узбекистана им. А. Навои состоялся творческий вечер памяти Сергея Зинина. На нём состоялась презентация последней книги С.И Зинина «Александр Ширяевец — поэт российский и туркестанский», выхода которой он так ждал.

Трудно представить себе Международное есенинское общество «Радуница» без его многолетнего члена крепкого «узбекско-русского крыла» в лице С.И. Зинина. Его — человека мудрого, надёжного и светлого будет не хватать очень многим. Очень хорошо сказал о нём известный филолог С.И. Субботин: «Не о каждом из ушедших можно сказать, что после ухода от них остается столько света, сколько оставил по себе Сергей Иванович».

Потеря эта невосполнима…

Теперь остается только память — в учениках, добрых делах и книгах, которые оставил Сергей Иванович.

Пусть она будет вечной!

Елена Койнова, член Международного есенинского общества «Радуница» (г.о. Тольятти)


Статья опубликована: «Сергей Есенин и русская история. Сб. трудов и материалов Международной научной конференции, посвященной 117-летию со дня рождения С.А. Есенина и Году российской истории. Москва-Константиново-Рязань. 2013». С.467-474.

Комментарии   

0 #1 RE: КОЙНОВА Е. Светлый человек. Памяти Сергея Ивановича ЗининаНаталья Игишева 17.12.2016 02:36
Ну что тут можно сказать? Работу покойный г-н Зинин проделал без всякого преувеличения титаническую, собрав огромное количество интереснейших материалов, в квадрате ценных тем, что широкой публике эти материалы малоизвестны и чрезвычайно труднодоступны для нее, за что ему, конечно же, столь же огромное спасибо. Вместе с тем приходится констатировать, что в своих взглядах на личность, жизнь и смерть Есенина Сергей Иванович, увы, так и не смог преодолеть диктат советских штампов. :(
Цитировать

Добавить комментарий

Комментарии проходят предварительную модерацию и появляются на сайте не моментально, а некоторое время спустя. Поэтому не отправляйте, пожалуйста, комментарии несколько раз подряд.
Комментарии, не имеющие прямого отношения к теме статьи, содержащие оскорбительные слова, ненормативную лексику или малейший намек на разжигание социальной, религиозной или национальной розни, а также просто бессмысленные, ПУБЛИКОВАТЬСЯ НЕ БУДУТ.


Защитный код
Обновить

Новые материалы

Яндекс цитирования
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика